Многокомпонентная система оценивания в высшем медицинском образовании

Автор(ы): Байков А.В.

Город: Ереван, Армения

Учреждение: Ереванский государственный медицинский университет им. М. Гераци

Актуальность

Растущая конкуренция на мировом рынке образовательных услуг в сфере здравоохранения, а также необходимость признания квалификаций и соответствия международным стандартам, диктуют постоянное методическое и организационное совершенствование учебного процесса в медицинских вузах. В частности, это касается внедрения компетентностного подхода, который начал формироваться в западной медицинской педагогике с конца XX века. Оценивание является ключевым элементом триады «преподавание-обучение-оценивание» и позволяет подтвердить достижение заявленных результатов обучения. Диалог между всеми заинтересованными сторонами в сфере высшего медицинского образования является необходимым условием для реформирования системы оценивания студентов.

Цель

Целью данного исследования является анализ современных видов, форм и методов оценивания в высшем медицинском образовании, изучение национальных и мировых инновационных тенденций в этой области и формулирование основных принципов надлежащего оценивания.

Материалы и методы

Проанализированы доступные в интернете англоязычные и армяноязычные публикации, посвященные системе оценки в высшем медицинском образовании. В качестве источников использовались исследовательские и обзорные статьи, материалы конференций, доклады, руководства, стандарты, квалификационные рамки, национальные и институциональные правовые акты и другие документы.

Результаты

Оценивание — это действие по проверке выполнения студентом четко определенных заданий. Она обеспечивает согласованность процессов преподавания и обучения (конструктивное соответствие). В высшем медицинском образовании применяются различные типы оценивания: формирующее, итоговое и диагностическое. Методы оценивания разнообразны и должны выбираться в соответствии с основными принципами системы оценивания вуза. Современные методы включают тесты с множественным выбором, вопросы с коротким ответом, устные экзамены, непосредственное наблюдение за процедурными навыками (DOPS), объективный структурированный клинический экзамен (OSCE), объективный структурированный практический экзамен (OSPE), мини-клинические оценочные упражнения (mini-CEX), использование стандартизированных пациентов, пациентов-добровольцев, оценивание «360 градусов», курсовые работы, доклады, эссе, дипломные работы и портфолио.

Обсуждение

Так как каждый метод оценивания имеет свои преимущества и недостатки, профессиональную компетентность невозможно оценить одним методом. Для этого необходима многокомпонентная система, которая компенсирует слабые стороны одного метода сильными сторонами другого. Итоговая оценка результатов обучения должна быть валидной, надежной и справедливой. Применение оценочных планов (conceptual blueprints) значительно повышает валидность и надежность оценки. Оценивание должно служить движущей силой обучения, а не просто его конечным этапом. Его успех основан на взаимном доверии между всеми участниками образовательного процесса. Качество оценивания определяется такими критериями, как валидность, надежность, адекватность, каталитический эффект, осуществимость и применимость. Оценивание должно быть частью институциональной системы обеспечения качества образования.

Выводы

Растущая конкуренция на рынках высшего медицинского образования требует реформирования системы оценивания как залога валидности присуждаемых квалификаций. Институциональная и программная аккредитации являются стимулом для улучшения учебного процесса. Многокомпонентная система оценивания, основанная на результатах обучения и включающая разнообразные методы, с обеспечением обратной связи и всесторонним анализом результатов, может существенно повысить эффективность образовательного процесса. Утверждение на надвузовском уровне единых национальных требований к минимальному обязательному списку навыков и компетенций выпускников и унификация итоговых государственных экзаменов в медицинских вузах Армении в рамках института лицензионного экзамена станут многообещающим решением для улучшения качества медицинского образования на национальном уровне. Для совершенствования системы оценки необходимы законодательные и организационно-правовые решения, дополнительные материальные вложения, новые методологические подходы и регулярное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Тема: Аккредитация, оценивание
Байков Арам Викторович

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: