Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Опыт командного мультидисциплинарного тренинга работы станции скорой медицинской помощи с использованием физической модели города

Опыт командного мультидисциплинарного тренинга работы станции скорой медицинской помощи с использованием физической модели города

Автор(ы): А.Ю. Гапонов, А.В. Репалов, И.И. Долгина

Город: Курск

Учреждение: ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Выходя на рабочее место, молодой специалист должен быть готов работать в команде, принимать ответственность, адаптироваться к меняющимся задачам и противостоять стрессу. Стандартное обучение не вполне позволяет этого прочувствовать. Текущие симуляционные курсы фокусируются на медицинских задачах, хотя в стресс чаще всего вгоняют именно организационные вопросы. Исходя из этого возникла необходимость концепции специализированного тренинга. Скорая помощь была выбрана по ряду причин. Во-первых, это динамичная работа, где могут встретиться пациенты любого профиля и тяжести, при этом истинная тяжесть заранее не ясна. Кроме того, процесс и роли легко моделируются, сравнительно легко проводить оценку тренинга. Задачи и особенности работы СМП проще понять студентам (тем более, что многие там дежурят/работают), что тоже влияет на вовлеченность.

Цель

Разработать эффективную и увлекательную для участников концепцию мультидисциплинарного тренинга, способного одновременно развить медицинские, коммуникативные навыки и навык принятия решений в условиях стресса.

Материалы и методы

Для оценки эффективности тренинга проведено входное и выходное анкетирование 100 участников игр, для организации и оценки результатов самих тренингов разработаны сценарии и оценочные листы. Дополнительно участникам предложили сравнить и прокомментировать уровень вовлечения при разных вариантах игры.
В игре участвуют 10 студентов или ординаторов, между которыми случайно распределяются роли: старший врач, диспетчеры по приему вызовов, старший диспетчер, члены бригад (линейные и реанимационные). Продолжительность: 40 минут, после 20 минут дебрифинг. На первом этапе тренинг представлял собой настольную игру: игроки находились за столом, по нарисованной схеме двигался транспорт по адресам. Вызовы были оформлены в виде колоды карт, которые тянул модератор. Диспетчеры записывали нужные данные, сортировали вызовы, передавали бригадам. Бригады перемещали свои метки на адреса, где решали ситуационные задачи, далее при необходимости «госпитализировали» больного. Большинство концепций осталось неизменными, однако, участники отметили низкую степень эмоциональной вовлеченности, более того, совместное обсуждение за столом нивелировало роль каждого и сводило все к доминированию кого-то из игроков (необязательно руководителя). Стремясь доработать концепт, мы пришли к необходимости физической модели и разделения участников.
В отдельном помещении Виртуальной клиники КГМУ был создан город Картонск из декорированных картонных коробок. Город представляет собой небольшой районный центр с улицами, парками, памятниками, частными и многоэтажными домами. В самом центре расположилась Картонская ЦРБ с подстанцией СМП. Игрушечные машинки выполняли роль городского транспорта с возможностью сформировать на улице затор, ДТП, дорожные работы, что меняло схему движения. Вокруг города размещено несколько сёл, ферм и фабрик. Все объекты нанесены на карту. Общая площадь игровой зоны около 60 кв. м. Главное отличие: в каждой бригаде теперь 2 участника тренинга, которым необходимо перемещать радиоуправляемый автомобиль СМП. Члены бригад находятся в игровой зоне, общаются по рации, видят друг друга. В некоторых сценариях отдельная бригада использует радиоуправляемый вертолет санитарной авиации. Руководство и диспетчеры сидят отдельно, где по телефону от актеров принимают вызовы, ведут документацию, передают данные по радио. Старший врач дополнительно связывается с актером, играющим роль ЦРБ, для согласования вопросов госпитализации.
Таким образом, на вовлеченность участников теперь действует несколько новых механик. Диспетчеры принимают вызов от живого человека, сами задают нужные вопросы, дают советы по первой помощи. Роль диспетчера стала более ответственной, ведь недостаток информации и ошибочная ее передача приведет к эффекту «сломанного телефона». Диспетчера теперь не видят и не слышат то, что слышат бригады «на линии», отчего волнуются, переспрашивают и контролируют процесс по радио. Важно отправить на вызов нужную бригаду (оснащение бригад разное по условиям игры). Члены бригад теперь более самостоятельны в своих решениях, хотя имеют возможность общаться с коллегами. На вызов теперь надо по-настоящему «ехать», быстро и бережно и с учетом дорожной обстановки. Мелкое ДТП задерживало бригаду, а крупные ДТП приводили к потере бригады и появлении новых вызовов, когда необходимо помочь своим коллегам. Прибыв на адрес, бригада узнавала фактическое положение дел, описывала алгоритм лечения, отвечала на встречные вопросы модератора. На тяжесть состояния влияла скорость доезда и советы, данные диспетчером, что отдельно проговаривалось участникам для повышения ответственности каждого. Были введены ЧС, когда на месте вызова было сразу несколько пациентов, что приводило к необходимости сортировки и вызова подкрепления. В заключение, каждой новой группе в начале проводилась экскурсия по Картонску и его богатой выдуманной истории, после которой дарились открытки с его видами. Позже участники называли это чуть ли не главным моментом вовлечения в тренинг.

Результаты

94% участников отметили высокий интерес в ходе игры, все опрошенные назвали физический вариант более удачным. 88% испытали стресс в ходе игры, 94% считают, что подобный опыт будет полезен для будущей профессии. 84% заявили, что хотели бы пройти игру снова.

Обсуждение

Столь высокая оценка может быть продиктована как образовательной ценностью, так и развлекательным компонентом – студенты-медики не привыкли к подобным симуляциям, тем более, что оригинальные механики: вождение, разговоры с вызывающими, радиообмен – сбивают с толку и заставляют быстро адаптироваться к новым условиям.

Выводы

Описанный тренинг достаточно сложен в организации, но однозначно рекомендуется к ознакомлению. Авторы готовы предоставить нужные материалы и методическую поддержку. Тренинг действительно позволяет погрузиться в административные и тактические решения и одновременно почувствовать себя настоящей взрослой командой и при этом немного ощутить себя детьми.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Гапонов Алексей Юрьевич

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: