Автор(ы): Козлова Е.М., Волкова А.А., Новопольцева Е.Г.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: ФГБОУ ВО Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Умение «осуществлять искусственную вентиляцию легких ручными и аппаратными методами» предусмотрено профессиональным стандартом Врача-неонатолога, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 14 марта 2018 года №136н. Клинические рекомендации по ведению детей с респираторным дистресс-синдромом приводят возможные показания к началу ИВЛ, а также стартовый режим и стартовые параметры вентиляции в зависимости от срока гестации. Однако, проведение ИВЛ зачастую требуется не только новорожденным с классическим респираторным дистресс-синдромом недоношенного, но и детям с другой легочной (острый респираторный дистресс-синдром, пневмонии и т.д.) и внелегочной (врожденные пороки сердца, судорожный синдром, тяжелые метаболические нарушения и т.д.) патологией. Поэтому понимание взаимодействия дыхательной аппаратуры и пациента особенно важно для врача-неонатолога
Цель
Разработать методику обучения клинических ординаторов-неонатологов первого года принципам проведения ИВЛ у новорожденных в условиях симуляционного центра
Материалы и методы
Вводный симуляционный курс для клинических ординаторов проводится перед началом практической подготовки на клинических базах. Традиционно в ординатуру по неонатологии поступает от 5 до 10 человек, поэтому возможно проводить занятия без деления на подгруппы.
Для обучения используются реальные аппараты ИВЛ SLE-5000 и Draeger Evita V300 со встроенным компрессором. Кислородный концентратор позволяет дать достаточный для новорожденного поток.
В течение последних двух лет для обучения используется робот-симулятор Крошка ЛюСи, реагирующий на изменение режима и параметров вентиляции.
Необходимый минимум теоретических знаний, который должен быть получен до симуляционного занятия, - это принципы устройства аппарата ИВЛ, различия между Pressure Control и Volume Control вентиляцией и их применение у новорожденных, основные режимы пациент-триггерной вентиляции и подбор параметров вентиляции под контролем графических (кривая «поток-время» и петля «давление-объем») и мониторируемых цифровых (дыхательный объем) показателей, а также данных капнометрии и кислотно-основного состояния.
В начале симуляционного занятия ординаторы обучаются самостоятельно работать на аппаратах (включение, калибровка, выбор режима, установка параметров), оценивать данные графического и цифрового мониторинга в зависимости от выбранных параметров и использованием «искусственных легких». На этапе симуляционного тренинга с помощью Крощки ЛюСи ординаторы отрабатывают навыки респираторной поддержки у новорожденного с различной респираторной патологией с последующим дебрифингом. Использование заданных сценариев или усложнение вручную преподавателем зависит от уровня подготовки работающей команды.
Для клинических ординаторов второго года обучения и врачей-неонатологов программа разрабатывается отдельно
Результаты
Итогом проведенного тренинга становится более глубокое понимание сути проводимой ИВЛ и возможностей выбора режима и параметров вентиляции в зависимости от состояния легких и гестационного возраста ребенка.
Работа с аппаратами разных производителей позволяет ординаторам понять механизмы режимов ИВЛ при наличии разницы в терминологии (например, PTV у SLE 5000 и A/C у других аппаратов).
Симуляционный тренинг с использованием робота-симулятора закрепляет навыки по коррекции параметров ИВЛ при изменении состояния ребенка.
Опрос ординаторов по итогам проведенных занятий подтверждает данные результаты: около 70% правильных ответов после теоретического занятия и более 90% после симуляционного.
Выводы
Проведение симуляционного занятия по респираторной терапии до начала практических занятий на клинических базах у ординаторов-неонатологов является необходимым
Обучение основам респираторной терапии должно включать в себя теоретический курс, практическое знакомство с реальными аппаратами ИВЛ и симуляционный тренинг для обучения навыкам подбора и коррекции режимов и параметров ИВЛ с использованием робота-симулятора
Козлова Елена Михайловна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.