Автор(ы): Малтабарова Н.А., Кокошко А.И., Иванов Е.А., Жунусов А.З.
Город: Астана, Казахстан
Учреждение: НАО «Медицинский университет Астана»
Актуальность
Современные программы обучения подразумевают собой высокую эффективность за счет комбинированного использования различных методов. Кафедрой детской анестезиологии, интенсивной терапии и скорой неотложной помощи НАО «Медицинский университет Астана» осуществляется реализация учебной программы «Скорая неотложная помощь» у студентов пятого курса бакалавриата «общая медицина». Календарно тематический план программы состоит из 210 часов, программа разделана на три основных фрагмента: работа с преподавателем, самостоятельная работа студента и самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя (СРОП). Объем СРОП составляет 70 часов. Курс подготовки по предмету «неотложная терапия» является важным студентов медиков независимо от их будущей специальности, объем теоретического материала и практических компетенций должен иметь высокий уровень выживаемости. Для эффективной реализации образовательной программы обучения преподавателями кафедры постоянно совершенствуются методологии обучения.
Цель
Внедрение методов представления студентами полученной в ходе обучения информации, в виде самостоятельно созданных ситуационных задач, составленных в формате изложения кейс ориентированной информации с формированием ключевых вопросов и рациональных дистрикторов.
Материалы и методы
В рамках реализации объема СРОП в период 2023-2024 гг учебного года, на кафедре провели исследование, в виде пилотного проекта. Проект заключался во внедрении в практику СРОП метода создания самими студентами ситуационных задач на основе тематических кейсов, с которыми столкнулись студенты в ходе обучения на клинических базах кафедры. В исследовании приняли участие 219 студентов пятого курса, изъявивших желание добровольного участия в данном пилотном проекте. Из них контрольную группу составили 100 студентов. В этой группе в ходе реализации образовательной программы студентами в рамках реализации объема программы СРОП составлялся традиционный конспект, проводился опрос, обсуждение, дискуссия с преподавателем. Основную группу составили 119 студентов, в этой группе использовалась методика самостоятельного создания слушателями ситуационных задач составленных в формате изложения тематической информации с последующим выставлением ключевых вопросов с предложением рациональных дистрикторов.
Результаты
Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что средний балл текущего контроля в группах достоверно не отличается. При этом имеется статистически значимо более высокие цифры показателей рубежного и итогового контроля в основной группе (р<0,05).
Обсуждение
Реализация процессов неотложной интенсивной терапии является крайне важным аспектом практической деятельности врача любой специальности. Это требует особой подготовки медицинского персонала, владеющего междисциплинарными теоретическими знаниями и практическими компетенциями. Для реализации предлагаемого метода обучения преподавателями кафедры было предложено студентам самостоятельно разработать ситуационные задачи, построенные на основе полученных теоретических знаний и практических компетенций в процессе реализации учебной программы. Критериями адекватности ситуационных задач являлись их кейс ориентированность на реальные клинические ситуации, с которыми студенты были ознакомлены на клинических базах кафедры, выделение студентом ключевых моментов в виде вопросов, выбор вариантов дистрикторов в соответствии с Республиканскими клиническими протоколами и международными рекомендациями. В целом же весь комплект - ситуационная задача, вопросы, дистрикторы должен отражать тематический план конкретного занятия. Наличие такого комплекта кроме положительного эффекта для слушателя, позволяет преподавателю провести готовность курсанта к занятию с минимальными затратами учебного времени. Если задача создана самостоятельно студент легко и свободно объясняет сущность каждого вопроса и каждого дистриктора, в которые он заложил определенный смысловой объем информации. Если же задача создана не студентом, а просто списана, то он просто не сможет этого сделать. Предложенный вариант обучения с использованием кейс ориентированных ситуационных задач направлен на активизацию деятельности мышления курсантов. Механически запомнить, не вникая в смысл, используемых дистрикторов и вопросов не представляется возможным. И наоборот полнимая, какая информация в них заложена, гораздо проще запомнить весь объем тематической информации.
Выводы
Полученные результаты свидетельствуют о том, что предлагаемый авторами метод способствует эффективному усвоению теоретического материала, практических компетенций, улучшению выживаемости знаний, оптимизирует логическое, клиническое мышление студентов медицинских ВУЗов. Самостоятельное создание студентами «кейс ориентированных ситуационных задач», как фактор творческого процесса способствует их саморазвитию. Применение адаптивных технологий обучения с использованием самостоятельного создания обучающимися «кейс ориентированных ситуационных задач» позволяет развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности студентов.
Кокошко Алексей Иванович
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.