Автор(ы): Халак М. Е., Фомина Н.В., Кочедыкова Е.Н., Карзанова А.А.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России
Актуальность
Проблема формирования универсальных компетенций у будущих врачей особо остро проявляется у студентов медицинских вузов, когда они выходят на практику в профильные учреждения. Конечно, некоторые студенты начинают свой профессиональный путь, будучи обучающимися на 1-2 курсах. Однако большинство студентов приступают к трудовой деятельности примерно на 3-м курсе.
От медиков требуется определенный набор психологических качеств, которые помогают эффективно взаимодействовать с пациентами: коммуникативная компетентность, конгруэнтность, эмпатия и ряд других. В рамках современной парадигмы пациентоориентированности, на наш взгляд, эмпатия является ведущей универсальной компетенцией врача, позволяющей ему не просто успешно справляться с поставленными задачами, но и сохранить свое профессиональное долголетие.
Исследования Ветлужской М.В., Абрамовой А.А., Гевандовой М.Г. и ряда других авторов показали, что у современных студентов-медиков отмечается низкий уровень развития эмпатии. Ряд других исследований показал, что студенты сейчас обладают низкой толерантностью к стрессовым факторам, не способны спокойно и взвешенно переживать трудности, а также обладают недостаточной осведомленностью о феномене эмпатии и ее проявлении. А исследование польских коллег выявили тенденцию к снижению уровня эмпатии на протяжении обучения в медицинском вузе, что особенно заметно к третьему курсу. А исследование польских коллег выявило тенденцию к снижению уровня эмпатии на протяжении обучения в медицинском вузе, что особенно заметно к третьему курсу, что подтверждается и недавними отечественными исследованиями (Ким В.В., Ганьшина И.С., Сорокоумов С.Н.). Т.е. эмпатическая выраженность выше, как правило, на первом курсе обучения.
Цель
Целью нашего исследования являлось определение актуального уровня эмпатийности у студентов-первокурсников 1 курса медицинского вуза.
Материалы и методы
Всего нами было опрошено 814 студентов, поступивших на пять факультетов ФГЮБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России: лечебный, педиатрический, медико-профилактический, стоматологический и фармацевтический. Средний возраст респондентов составил 18, 3 (±1,17). Опрос проводился с помощью методики «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова.
Результаты
В результате обработки полученных данных было выявлено, что 4% (33 человека) были не искренни при ответах на вопросы, ответы 96 % (781 человек) достоверны.
Что касается степени выраженности эмпатийности, то 82% респондентов показали нормальный уровень, который присущ большинству людей. Это означает, что у подавляющего большинства отвечавших могут быть затруднения при прогнозировании развития отношений между людьми, но при этом им не чужды эмоциональные проявления, которые находятся под самоконтролем.
13% студентов продемонстрировали низкий уровень эмпатийности. Это означает, что у них в целом могут наблюдаться трудности в установлении контактов с людьми и они в большей степени направлены на задачу, нежели чем на межличностное взаимодействие.
4% респондентов выявлен высокий уровень эмпатийности, что говорит об их повышенной чувствительности к нуждам и проблемам других.
Относительно различий в ответах по факультетам, то больше всего студентов с высоким уровнем эмпатийности отмечается на медико-профилактическом факультете (14%), а меньше всего – на стоматологическом (2 %). Студентов с низким уровнем эмпатийности больше всего на лечебном факультете (14 %), на остальных факультетах по 11 %. Однако значимых различий в результатах между факультетами выявлено не было (U-критерий Мана-Уитни).
Обсуждение
Таким образом, полученные нами результаты перекликаются с результатами исследований эмпатии у студентов-медиков, которые ранее были проведены коллегами в различных медицинских вузах. У подавляющего большинства студентов на первом курсе отмечается средний уровень эмпатийности. Данный показатель говорит о способности и внутренней готовности молодых людей, поступивших в медицинский вуз, к коммуникации в профессии, где требуется эмоциональный отклик, поддержка пациента, участие. Однако, по нашему мнению, крайне важно обучать будущих медиков навыку передачи эмпатии, умению быть включенным в эмоциональную ситуацию другого, но не «растворяться» в ней, заботиться и о собственном эмоциональном благополучии, обучать навыку саморегуляции, особенно при передаче «тяжелых новостей» при сообщении диагноза и назначении лечения. Как показывают литературные источники и собственный опыт работы со студентами медицинского вуза и врачами, для медиков это составляет большую проблему. Еще одна задача - поддержание имеющегося уровня эмпатических способностей у студентов-медиков на протяжении всего периода обучения в вузе, что будет способствовать формированию их универсальных компетенций, а также профессиональных коммуникативных навыков в будущем.
Выводы
Мы считаем, что уровень эмпатийности у студентов должен и может меняться по мере продвижения по учебе от младших курсов к старшим. Поэтому следующим шагом нашего исследования будет сравнение выраженности эмпатийности данной выборки с ординаторами. Исследования показывают, что эмпатия – качество, которое можно и нужно развивать. Прохождение специализированных тренингов, решение кейсов и работа с симуляционным пациентом – вот не полный список методов, которые позволяют это сделать. Мы ставим перед собой задачу не только отследить характер изменения выраженности эмпатийности у данных студентов на протяжении всего их обучения в медицинском вузе, но и способствовать умению передавать эмпатию пациентам в процессе коммуникации.
Халак Мария Евгеньевна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.