Автор(ы): Лисовский О.В., Лисица И.А., Прудникова М.Д.
Город: Санкт-Петербург
Учреждение: ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации
Актуальность
Изменение структуры мотивации и снижение уровня социальной зрелости у студентов первых курсов, выявленное после пандемии новой коронавирусной инфекции, вызванной SARS-COV2, определяет необходимость изменения педагогических приемов, а также дальнейшему поиску эффективных образовательных инструментов. Особая роль при этом уделяется практикоориентированным технологиям в рамках компетентностного подхода. Большое значение такое обучение играет при формировании базовых навыков оказания первой помощи, особенно в рамках действия Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 г. № 477н и пришедшего ему на смену Приказа Минздрава России от 03.05.2024 г. № 220н «Об утверждении порядка оказания первой помощи».
Цель
Проанализировать эффективность обучения студентов первого курса основам оказания первой помощи в рамках обучения на курсе «Общий уход за больными».
Материалы и методы
Проведен сравнительный анализ выживаемости знаний принципов оказания первой помощи при внезапной остановке кровообращения и мануальных навыков выполнения базовой сердечно-легочной реанимации у студентов, обучающихся на первом курсе в 2022-2023 и 2023-2024 учебных годах.
Результаты
В исследование включены результаты контроля выполнения навыков сердечно-легочной реанимации (тестовый контроль, показатели программного обеспечения манекена Resusci Anne с блоком SkillReporter) 850 студентов, обучавшихся в 2022-2023 учебном году и 1078 студентов, обучавшихся в 2023-2024 учебном году.
По результатам тестового контроля, выполненного в рамках промежуточной аттестации через 3 месяца после изучения, выявлены следующие результаты: время клинической смерти верно указали 673 студента (79,18%), обучавшихся в 2022-2023 году и 886 студентов (82,18%), обучавшихся в 2023-2024 году; необходимость оценки безопасности – 427 (50,23%) и 904 (83,86%), соответственно. Показания к проведению сердечно-легочной реанимации (СЛР) правильно указали 689 (81,06%) и 994 (92,2%) респондента в обеих группах, соответственно, правильный последовательный протокол выполнения базовой СЛР верно указали 754 (88,7%) и 974 (90,35%) студента, соответственно. Критерии эффективности проводимой СЛР правильно указали 686 (80,7%%) и 873 (80,98%) обучающихся, соответственно, показания к прекращению проведения реанимационных мероприятий – 723 (85,06%) и 857 (79,5%) студентов. Правильную последовательность установления пострадавшего в устойчивое боковое положение указали 800 (94,12%) и 948 (87,94%) студента, соответственно.
При анализе показателей программного обеспечения манекена Resusci Anne, на котором проводилась оценка формирования практических навыков, получены следующие результаты. Правильная глубина зафиксирована у 583 студентов (68,59%), обучавшихся в 2022-2023 году на первом курсе и 784 (72,73%), обучавшихся в 2023-2024 году. Правильная частота компрессий грудной клетки, регламентированная нормативными документами, отмечена у 612 (72,0%) и 802 (74,4%) студентов, соответственно. Выявлено соблюдение интервалов времени между компрессиями во время проведения базовой СЛР в 542 (63,76%) наблюдениях обучающихся 2022-2023 года и 724 (67,16%) – 2023-2024 года.
Таким образом, через 3 месяца после обучения, по результатам промежуточного контроля (стандартизированный чек-лист с проходным баллом в 70%), положительные результаты получены у 794 студентов (93,41%), обучавшихся на первом курсе в 2022-2023 году и 978 студентов (90,72%), обучавшихся на первом курсе в 2023-2024 году. Однако, еще через 6 месяцев, при проведении контроля остаточных знаний, аттестовано 593 (69,76%) студента первой группы и 752 (69,76%) студента второй группы.
Выводы
Обучение с использованием симуляционных технологий является незаменимым и неотъемлемым атрибутом при освоении навыков базовой СЛР. Высокие результаты, демонстрируемые при обучении, позволяют судить о высокой эффективности образовательных методик с использованием фантомно-симуляционных методов у студентов первых курсов. Вне зависимости от года обучения, через 6 месяцев отмечается сохранение навыка выполнения базовой сердечно-легочной реанимации у двух третей обучающихся. С целью повышения результативности обучения необходимо интегрировать обучение навыку СЛР и повторных отработок алгоритма не реже 2 раз в год.
Иван Лисица
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.