Роль симуляционных технологий в оптимизации оказания помощи при критических акушерских состояниях

Автор(ы): Панова И.А., Малышкина А.И., Рокотянская Е.А., Салахова Л.М.

Город: Иваново

Учреждение: ФГБУ «Ив НИИ МиД имени В.Н. Городкова» Минздрава России

Актуальность

В акушерстве возникает много экстренных ситуаций, при которых угроза жизни пациента и дефицит времени оказывают психологическое давление на врача, создают стрессовую ситуацию, которые в настоящее время входят в группу критических акушерских состояний. Cлучаями КАС являются более 30 ситуаций, одними из которых являются акушерское кровотечение, преэклампсия и эклампсия, эмболии. От врача требуется компетенция, которая складывается из знаний, умения применить алгоритм помощи и владения профессиональными навыками. Повышение эффективности и качества профессиональной подготовки врачей акушеров-гинекологов, подготовка их к действию при неотложных состояниях невозможна без использования симуляционных технологий.

Цель

Целью нашего исследования стала оценка эффективности симуляционного обучения врачей акушеров-гинекологов с использованием симуляционных технологий при критических акушерских состояних.

Материалы и методы

Всего в исследовании участвовали 150 врачей акушеров-гинекологов, прошедших циклы повышения квалификации на базе симуляционного центра кафедры акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «Ив НИИ М и Д им. В.Н. Городкова» Минздрава России.

Результаты

В настоящее время на кафедре реализуются ряд циклов повышения квалификации для врачей акушеров-гинекологов, на которых проходит отработка навыков оказания помощи при критических акушерских состояниях. Это циклы "Клиническое акушерство- современные аспекты", "Экстренные и неотложные состояния в акушерстве", "Акушерские кровотечения". Сначала курсанты в учебных залах под руководством опытного преподавателя на тренажерах, собранных по темам занятий, до автоматизма отрабатывают отдельные практические навыки. Оценка правильности выполнения навыков ведется с помощью структурированного оценочного листа и листа самооценки. По каждой манипуляции выделяется от 9 до 29 таких пунктов контроля, и, таким образом, для каждого отдельного практического навыка/операции разрабатывается свой собственный структурированный список. При анализе данных, полученных до и после практических занятий по хирургическому гемостазу с использованием тренажера-симулятора матки, установлено достоверное повышение уровня самооценки квалификационных возможностей акушеров-гинекологов. Первичная самооценка врачами возможностей проведения дистального компрессионного гемостаза была самой низкой из всех анализируемых навыков и составила 2 (1-5) балла, а после обучения ее значение возросло до 9 (6-9) баллов (р=0,001). Уровень самооценки навыков наложения гемостатических компрессионных швов на матку после проведения занятий составил 9 (7-10) баллов по сравнению с 2 (1-5) баллами до обучения (р=0,001). Средний балл самооценки выполнения перевязки маточных сосудов увеличился в 2,25 раза и после практического занятия достиг 9 (8-10), тогда как до обучения был равен 4 (0-6) (р=0,001). Одним из важнейших этапом обучения является решение ситуационных задач с использованием манекенов и медицинского оборудования. Имея теоретическую подготовку и владея отдельными практическими навыками занятия с курсантами проходят в симуляционных залах, обстановка в которых максимально приближена к обстановке в родовом блоке и палате интенсивной терапии . В данных залах врачи совершенствуют свои практические навыки, навыки по работе с пациентами, оборудованием, отрабатываются алгоритмы действий и модели поведения каждого обучающегося и команды в целом. Каждый из залов оснащен системой видео-мониторинга, которая позволяет записывать и анализировать действия, как отдельных специалистов, так и всей медицинской бригады. Это существенно повышает эффективность образовательного процесса. По каждому клиническому модулю нами разработаны оценочные листы, в основу которых заложены современные алгоритмы действий, изложенные в клинических рекомендациях, которые всегда могут быть изменены с появлением новых научно-доказательных сведений. Листы включают оценку компетенций обучающегося, формируемые в результате освоения модуля. Преподаватель заполняет соответствующий чек-лист по выполнению конкретной задачи. Так, например при отработке навыков оказания помощи при приступе эклампсии оценивается 29 позиций (каждая из которых – от 1 до 5 баллов). Результат работы медицинской бригады (врача акушера-гинеколога, анестезиолога, неонатолога, акушерки) суммируется и по итогу выставляется оценка от 2 до 5. В каждом случае проводится оценка не только правильности действий и выполняемых навыков, но и коммуникация внутри группы. По результатам проведенной оценки тренинга выявлено, что средняя оценка за выполнение алгоритма оказания помощи в случае эклампсии в родах после обучения достоверно выросла (р<0,001). Достоверно увеличился и средний балл самооценки по выполнению комплекса мероприятий при акушерском кровотечении после полного цикла обучения и составил 9 (8-10) по сравнению с исходным - 6 (5-8) (р=0,001).

Выводы

Проведенный анализ оценки эффективности обучения врачей акушеров-гинекологов оказанию помощи при критических акушерских состояних , в том числе и их самооценки выполнения навыков, показал высокую эффективность циклов повышения квалификции при обучении оказанию помощи при критических акушерских состояниях , реализуемых в рамках программы повышения квалификации на кафедре акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «Ив НИИ М и Д им. В.Н. Городкова» Минздрава России.
Проведенный анализ качества освоения цикла и самооценки выполнения навыков врачами акушерами-гинекологами показал высокую эффективность симуляционных технологий при обучении оказанию помощи при критических акушерских состояниях, реализуемых в рамках программ повышения квалификации на кафедре акушерства и гинекологии, неонатологии, анестезиологии и реаниматологии ФГБУ «Ив НИИ М и Д им. В.Н. Городкова» Минздрава России.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Панова Ирина Александровна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: