Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Симуляционное обучениe медицинских работников Тюменской области экстренной помощи в рамках реализации проекта «Внимание! Детская жизнь!»

Симуляционное обучениe медицинских работников Тюменской области экстренной помощи в рамках реализации проекта «Внимание! Детская жизнь!»

Автор(ы): Халидуллина О.Ю., Ушакова С.А., Петрушина А.Д., Лазарев С.Д., Горохова Н.Е., Исматуллин Ф.У., Дедюкина Е.С., Казакевич Н.В.

Город: Тюмень

Учреждение: ФГБОУ ВО "Тюменский государственный медицинский университет"

Актуальность

Оказание экстренной и неотложной помощи детям требует большого количества знаний особенностей детского организма в каждой возрастной группе, точных дозировок лекарственных препаратов, а также концентрации, предельного внимания, четкости, взаимодействия между медицинскими сестрами и врачами педиатрами/фельдшерами, слаженности в работе. Медицинские работники, особенно в отдаленных сельских территориях находятся в неравных условиях по возможностям симуляционного обучения и частоте оказания экстренной помощи. Также некоторые клинические ситуации встречаются крайне редко, что ведет к неготовности, растерянности медицинского персонала, а значит и к дефектам оказания помощи. Мировые цифры статистики свидетельствуют о гибели 5.7-8.3 млн человек в год из-за небезопасно оказанной медицинской помощи.

Цель

проанализировать результаты анкетирования и обучения медицинских работников юга Тюменской области экстренной медицинской помощи с использованием симуляционных методик для повышения качества оказания медицинской помощи детям в соответствии с планом основных мероприятий («дорожная карта») по реализации проекта региональной организационно-методической модели управления качеством оказания первичной медико-санитарной помощи детям «Внимание! детская жизнь» согласно плану-графику проведения обучающих тренингов.

Материалы и методы

Тренинги медицинских работников проходили в региональном мультипрофильном симуляционно-аккредитационном центре ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет» преподавателями кафедры педиатрии и неонатологии по следующему плану: базовая СЛР с применением автоматического наружного дефибриллятора (АНД) у ребенка; отработка поэтапного подхода к тяжело больному ребенку с использованием «быстрой» оценки и алгоритма ABCDE со стабилизацией на каждом этапе на примере анафилаксии и отработкой командного подхода. С каждой территории в еженедельном режиме за период ноябрь-декабрь 2023 г. привлекалась бригада специалистов (врач педиатр, фельдшер, медицинская сестра).

Результаты

55 медицинских специалистов из 20 сельских территорий юга Тюменской области прошли обучение в рамках проекта - из них большую часть составили врачи педиатры (22 человека), один врач инфекционист, 17 фельдшеров и 15 медсестер. Из анкетирования стало известно, что 40% (10 человек) педиатров имели стаж работы до 10 лет, 18% (4 человека) – 30 лет и более (максимум 38 лет). Среди медсестер у 40% стаж работы составил более 20 лет. Стаж работы фельдшеров варьировал от 4-х месяцев до 40 лет, у большинства (29%) более 10 лет. Из 55-ти человек - 82% (45) оказывают помощь в экстренной форме, из них ежедневно 19 человек, 9 специалистов не более одного раза в месяц. 33 лечебно-профилактических учреждений имеет АНД (60%), 22 специалиста умеют им пользоваться (66%). Оказывали помощь при инородном теле верхних дыхательных путей 18 человек (33%). С анафилаксией встречался 21 респондент (38%): большую часть составили педиатры (10) и фельдшера (8), при этом стаж их работы варьировал от 2-х до 40 лет. С анафилаксией у детей встречались 7 человек (33%). Среди распространенности экстренных/неотложных ситуаций лидировали фебрильные судороги (45%), бронхообструкция (36%) и лихорадка (33%). Большинство работников при оказании помощи испытывали растерянность (62%) и страх (27%); уверенность, умение "не паниковать", "работать на автомате" отметили три респондента. О возможности стать лидером в команде заявили 22%. После анкетирования были проведены краткие лекции по озвученным темам, ознакомление с манекенами, устройствами, укладкой экстренной/неотложной помощи и оценкой по алгоритму ABCD. Брифинг клинических ситуаций, отработка и проведение дебрифинга. Для скрупулезной отработки в симуляционных условиях с применением алгоритма АВСD была выбрана анафилаксия, как редкое и жизнеугрожающее состояние, которое трудно диагностируется в практике, особенно в раннем возрасте. В последующем проведена раздача обновленного материала по основным экстренным и неотложным ситуациям, основанного на действующих клинических рекомендациях, а также карманном справочнике "Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам", обновленным в 2023 году Всемирной организацией здравоохранения. Также был создан общий чат для оперативной информации.

Обсуждение

Таким образом коллективом кафедры педиатрии и неонатологии ФГБОУ ВО "Тюменский государственный медицинский университет" совместно с Департаментом здравоохранения Тюменской области в рамках реализации проекта "Внимание! Детская жизнь!" было обучено с помощью симуляционных методик 55 медицинских специалистов (педиатров, фельдшеров, медицинских сестер), оказывающих экстренную помощь в отдаленных сельских медицинских учреждениях. По окончанию обучения специалистами была озвучена потребность в регулярном ежегодном многодневном обучении в данном формате, включающим не только лекционный материал, но и отработку практических навыков в Симуляционном центре.

Выводы

Региональные органы здравоохранения и Тюменский медицинский университет тесно взаимодействуя между собой, используя ресурсную поддержку и дальнейшее продвижение симуляционного обучения при подготовке как молодых специалистов, так и работников со стажем в рамках подобных проектов, имеют надежное обеспечение для высококачественного безопасного оказания экстренной и неотложной медицинской помощи и улучшения результатов лечения маленьких пациентов. Только регулярные тренинги помогут сохранять и совершенствовать полученные навыки. В перспективе возможны выезды преподавателей университета с симуляционным оборудованием на места, для проведения обучения в реальных условиях.

Тема: Мультидиcциплинарный тренинг
Оксана Халидуллина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: