Автор(ы): Олексик В.С., Борзенко Е.С., Ходус С.В.
Город: Благовещенск
Учреждение: ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России
Актуальность
Правильно выполненные своевременные действия при оказании первой помощи способны значительно повысить шансы на выживание пострадавшего и уменьшить тяжесть возможных осложнений. Однако важно подчеркнуть, что первая помощь не должна восприниматься исключительно как обязанность медицинских работников — это навык, которым должен владеть каждый человек.
Вопрос о том, кто должен обучать первой помощи и какое место в этом процессе занимает медицинский вуз, остается предметом активных дискуссий. Анализ нормативной базы, регулирующей требования к образовательным организациям и инструкторам по первой помощи, а также обзор предложений на рынке образовательных услуг, показывает, что существует множество курсов и тренингов, доступных для широких слоев населения. Эти курсы часто предлагаются по низкой, доступной цене и многие курсы заявляют о возможности получить теоретические знания и практические навыки в дистанционном формате. В связи с этим остается открытым вопрос о качестве и стандартизации такого обучения, а также о роли медицинских вузов в обеспечении надлежащего уровня подготовки инструкторов и контроля за соблюдением образовательных стандартов.
Результаты
В рамках обучения и доступности оказания первой помощи среди населения, в программе развития ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России, разработан и реализуется проект «Первая помощь и цифровое здоровье населения», основанный на внедрении Центра опережающего развития образования «СИМПрактика», как центра инновационных симуляционных методов образования медицинских работников и гражданского населения.
Мероприятия, реализуемые консорциумом «Первая помощь и цифровое здоровье населения», координатором которого является Амурская ГМА:
• бесплатный чат-бот «@Neuro_che_bot» - пошаговый видеоалгоритм проведения базовой СЛР с возможностью обучения и оказания первой помощи «на месте»;
• еженедельные выпуски телепередачи «НЕ НАВРЕДИ» по вопросам оказания первой помощи и сохранения здоровья;
• презентация разработок (чат-бот, проект ДАТА-центра, тренажера СЛР для детей с приложением видеоалгоритмов и мультфильмов (для детей)) на VIII Восточном экономическом форуме, Междунородной выставке-форуме «РОССИИЯ» (площадка Минздрава, павильон Амурской области), Международном инвестиционном форуме AIM -2024 (Абу-даби, ОАЭ);
• проведение совместных масштабных выездных учений по тактической медицине и оказанию первой помощи пострадавшим с курсантами Дальневосточного высшего командного училища.
Кто и где должен обучать первой помощи? Безусловно обучение первой помощи должно быть доступно широким слоям населения. И сформировавшиеся «институты», должны продолжать функционировать, это:
1. Учебные заведения: Школы, колледжи и университеты должны внедрять основы первой помощи в учебные программы. Это позволит учащимся с раннего возраста освоить базовые навыки оказания помощи, что может быть полезно не только в чрезвычайных ситуациях, но и в повседневной жизни.
2. Рабочие места: Работодатели обязаны обеспечивать обучение сотрудников первой помощи, особенно в тех отраслях, где существует повышенный риск травматизма (например, строительство, промышленность).
3. Водители: Включение курсов первой помощи в программы обучения водителей необходимо для уменьшения числа смертей на дорогах, поскольку водители являются первыми свидетелями дорожно-транспортных происшествий.
4. Общественные организации: Волонтерские и общественные организации, такие как Красный Крест, могут организовывать курсы и тренинги для населения, повышая общий уровень грамотности в области первой помощи.
Но какая роль медицинского вуза в обучении первой помощи? По нашему мнению, медицинские вузы играют ключевую роль в обучении первой помощи как среди медицинских, так и немедицинских кадров. Основные аспекты их роли включают:
1. Обучение студентов медицинских вузов, включая будущих врачей, медсестер и фельдшеров, должны получать углубленные знания и навыки в оказании первой помощи. Это не только часть их профессиональной подготовки, но и основа для дальнейшего преподавания и распространения этих знаний среди населения. В программы ОПОП, могут быть включены дополнительные дисциплины, посвященные вопросам первой помощи и педагогики.
2. Подготовка инструкторов: Медицинские вузы могут готовить специалистов, способных обучать первой помощи. Эти инструкторы могут затем проводить тренинги для различных групп населения, от школьников до сотрудников различных организаций.
3. Научные исследования: Медицинские вузы также являются центрами научных исследований, направленных на улучшение методов и стандартов оказания первой помощи. Такие исследования могут включать анализ эффективности различных техник, разработку новых инструментов и методов, в том числе цифровые разработки, а также изучение поведения и психологической подготовки при оказании первой помощи.
4. Междисциплинарное сотрудничество: Медицинские вузы могут взаимодействовать с другими образовательными учреждениями для разработки и внедрения междисциплинарных программ, направленных на обучение первой помощи. Это может включать совместные программы с педагогическими, техническими и гуманитарными вузами.
Выводы
Медицинские вузы играют центральную роль в обучении и распространении знаний по первой помощи, однако важность этого процесса должна быть признана и на более широком уровне. Интеграция основ первой помощи в образовательные программы различных уровней, подготовка квалифицированных инструкторов, реализация научных исследований и проектов по первой помощи, а также разработка цифровых сервисов, способных обучать население, позволит значительно повысить уровень готовности общества к неотложным ситуациям.
Олексик Владимир Сергеевич
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.