Автор(ы): Князева Т. П.
Город: Хабаровск
Учреждение: ФГБОУ ВО ДВГМУ
Актуальность
В рамках профессионального стандарта «Акушерка» (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.01.2021 № 6н Регистрационный номер 1388) в обобщенных трудовых функциях - оказание медицинской помощи по профилю «акушерское дело» входят: проведение медицинского обследования пациентов в период беременности, родов, послеродовой период, лечение неосложненных состояний беременности, родов, послеродового периода, оказание медицинской помощи в экстренной форме. С целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий по профилю «Акушерское дело» кроме формирования профессиональных навыков через наставничество, стажировок, использования дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), участия в конгрессных мероприятиях, включены дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) и тренинги в симуляционных центрах. В необходимые умения акушерок входят: проведение медицинского осмотра, физикального и функционального обследования пациента, оценка состояния здоровья пациента, постановка предварительного диагноза, на основании жалоб, клинических симптомов, результатов лабораторных и инструментальных исследований, при выполнении отдельных функций лечащего врача. Данные умения и навыки совершенствуются специалистами по профилю «Акушерское дело» в рамках программ повышения квалификации и тренингов в симуляционных центрах.
Цель
определение эффективности тренинга у акушерок родильных стационаров по специальности «Акушерское дело» по теме «Отработка практических навыков алгоритма действий при диагностике умеренной и тяжелой преэклампсии у беременной и роженицы в родильном стационаре» в федеральном аккредитационном центре ФГБОУ ВО ДВГМУ.
Материалы и методы
В рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации по теме «Оказание плановой и экстренной акушерской помощи в родильном стационаре (на базе обучающего симуляционного центра)», проводимого в ФГБОУ ВО ДВГМУ, включен учебный модуль «Отработка практических навыков алгоритма действий при диагностике умеренной и тяжелой преэклампсии у беременной и роженицы в родильном стационаре». Проведена оценка эффективности тренинга у 35 акушерок родильных стационаров по учебному модулю «Отработка практических навыков алгоритма действий при диагностике умеренной и тяжелой преэклампсии у беременной и роженицы в родильном стационаре». Занятия проводилось по группам – не более 5 – 6 человек. По изучаемой теме перед проведением тренинга проведено тестирование. Вопросы теста (10 заданий) были составлены согласно клинических рекомендаций (протокола) «Преэклампсия. Эклампсия. Отеки, протеинурия и гипертензивные расстройства во время беременности, в родах и послеродовом периоде» (2021 г.) и включали практические аспекты ведения беременности и родов при преэклампсии. По окончании занятия было повторно проведено тестирование по тем же вопросам. Оценка результатов тестирования проводилась: 10% неправильных ответов – «отлично», 20% - «хорошо», 30% - «удовлетворительно», более 30% - «неудовлетворительно».
Результаты
Обращает внимание, что до проведения тренинга в симуляционном центре по изучаемой теме все акушерки (100%) получили «неудовлетворительно». После проведения тренинга по тестированию результатов «неудовлетворительно» не было (0%), качество знаний значительно улучшилось и составило 100%. До проведения тренинга никто из акушерок не написал предложенный тест без единой ошибки, то после тренинга – 5 акушерок (14,28%) справились с тестированием без ошибок.
Обсуждение
По ряду разделов дисциплины «Акушерство» на базе федерального аккредитационного центра ФГБОУ ВО ДВГМУ Минздрава России организовано и проводится обучение по повышению квалификации с использованием симуляционного оборудования. В результате повышения квалификации, проведения тренингов с использованием симуляционного оборудования и тренажеров специалисты по профилю «Акушерское дело» улучшают свои умения и навыки, а именно: умение интерпретировать и анализировать результаты осмотров пациента, оценивать состояние пациента и (или) тяжесть заболевания, навыки в оказании медицинской помощи пациентам во время самопроизвольных неосложненных родов и в послеродового периода, составление плана проведения родов в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, на основе клинических рекомендаций, с учетом стандартов оказания медицинской помощи, клинических признаков состояний пациентов, требующих оказания медицинской помощи в неотложной форме. Международные исследования показывают, что практические навыки теряются довольно быстро, причем значительно быстрее, чем теоретическая подготовка. Поэтому во время обучения необходимо создавать ситуации, не имеющие однозначного решения. В связи с этим, использовались различные сценарии клинических ситуаций в командной работе для закрепления полученных знаний и умений.
Выводы
Таким образом, в процессе обучения акушерки родильных стационаров усвоили как вновь приобретаемые, так и актуализировали уже имеющиеся навыки, а именно, базовые (простые) (отработка отдельной манипуляции в строгом соответствии с алгоритмом – правил измерения артериального давления) и комплексные (в условиях моделирования профессиональной среды с использованием базовых навыков в качестве инструментов для решения клинической задачи и клинического сценария). Симуляция является весьма востребованным способом обучения и очень эффективным в отношении приобретения и применения навыков и умений.
Князева Татьяна Петровна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.