Автор(ы): Зубко Д. В., Танишина Е. Н., Бахарев И. В., Васильева Т. В.
Город: Рязань
Учреждение: ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России
Актуальность
Современные технологии применяются как в практическом здравоохранении, так и в процессе обучения студентов-медиков. За последние 10 лет существенно увеличилось количество симуляционного оборудования, которое активно используется преподавателями в рамках практических занятий. В современных реалиях пациенты все чаще отказываются от опроса или осмотра студентами-медиками, вследствие чего возникают сложно разрешимые вопросы этического характера, и применение такого метода обучения, как «смотри, делай, учи», становится трудно выполнимой задачей. Использование виртуальных симуляторов, тренажеров, муляжей и иного оборудования помогает решить часть подобных вопросов. Применение симуляционного оборудования дает возможность реагировать и на иные вызовы, представшие перед медицинским образованием, например пандемия COVID-19. Пандемия серьезно повлияла на применение такого педагогического приема, как «обучение у постели больного». Симуляторы и тренажеры для физикального обследования позволяют не только отработать базовые навыки, но и подробно изучить патологии легких и сердца, в том числе и редко встречающиеся в клинической практике врача. Внедрение в образовательный процесс симуляторов и тренажеров также позволяет эффективно обучать современных студентов поколения Z. Представители поколения Z быстро обучаются, оперативно обрабатывают информацию, легко обращаются с компьютерами, поскольку цифровые технологии — неотъемлемая часть их повседневной жизни.
Цель
Целью проведенного исследования является изучение вопроса целесообразности подготовки студентов медицинского университета с использованием симуляционного оборудования, обозначение необходимости использования в современном учебном процессе виртуальных тренажеров-симуляторов для повышения уровня овладения обучающимися навыков физикального обследования дыхательной и сердечно-сосудистой систем, выявление с помощью анкетирования студентов основных преимуществ, которые получают студенты медицинского университета при изучении патологий легких и сердца в процессе использования симуляционного оборудования, а также фиксация отношений обучающихся к использованию современных технологий в образовательном процессе.
Материалы и методы
Авторами был выбран эмпирический метод исследования с использованием анкет для обучающихся. Студенты 4 курса лечебного факультета РязГМУ в рамках обучения посетили Аккредитационно-симуляционный центр с целью закрепить свои знания по теме «Физикальное обследование дыхательной и сердечно-сосудистой систем». В первой части занятия преподаватель разбирал со студентами вопросы патологий сердца и легких с точки зрения анатомии, физиологии, пропедевтики. Вторая часть занятия была посвящена изучению патологий с использованием тренажеров для аускультации сердца и легких. В заключительной части студенты демонстрировали приобретенные знания и навыки, отрабатывали постановку диагноза, принимая клинические решения с использованием симулятора-виртуального пациента. После завершения обучения на данном цикле студентам был предложен ряд вопросов в рамках анкетирования.
Результаты
В анкетировании приняли участие 70 человек. В первом вопросе анкеты обучающиеся могли выразить свое мнение относительно того, как проведение практических занятий в Аккредитационно-симуляционном центре в целом влияет на образовательный процесс. Подавляющее большинство опрошенных (67 человек) положительно оценили проведенное в центре время. Такой высокий процент ответивших «положительно» объясняется тем, что больше половины студентов не уверены, что их теоретических и практических знаний, навыков достаточно для проведения физикального обследования. Более 90% опрошенных студентов также считают полезным разбор патологий с точки зрения анатомии, физиологии и патологической физиологии. По итогам проведенных занятий в Аккредитационно-симуляционном центре 88% респондентов отметили, что они стали лучше понимать причины возникновения шумов при заболеваниях сердца и легких. Студенты отметили также и работу на виртуальном симуляторе пациента: 95% респондентов в целом с энтузиазмом отнеслись к этому виду учебной деятельности, 75% — подчеркнули, что занятия на данном тренажере помогают развить навыки работы в команде. В заключительном вопросе анкеты обучающимся было предложено самим высказаться об опыте работы с симуляционным оборудованием. Респонденты отметили, что им был полезен подобный формат обучения и они хотели бы чаще заниматься в Аккредитационно-симуляционном центре.
Обсуждение
Преподаватели в течение занятия наблюдали интересную тенденцию: чем дольше обучающиеся занимались на симуляционном оборудовании, тем более раскрепощенными они становились. Студенты не стеснялись задавать вопросы, более активно взаимодействовали с коллегами. По словам самих обучающихся (88%), им было комфортно нарабатывать какие-то навыки на тренажерах перед тем, как они подойдут к живому пациенту.
Выводы
Данное исследование показывает необходимость использования в процессе обучения студентов виртуальных тренажеров-симуляторов, поскольку подобный формат проведения практических занятий позволяет повысить у них уровень владения навыками физикального обследования дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Использование симуляционного оборудования в рамках обучающего цикла дает обучающемуся определенные преимущества. Например, у них снижается страх «навредить» пациенту в тот момент, когда будущий врач впервые выполняет тот или иной навык ввиду того, что роль данного «пациента» играет тренажер. Современные тренажеры позволяют студенту ознакомиться как с часто встречающимися болезнями, так и с редкими патологиями. Также необходимо отметить, что современному поколению студентов комфортно использовать виртуальные и симуляционные технологии в процессе обучения еще и потому, что цифровые технологии окружают их в повседневной жизни. Это способствует актуализации вопроса использования симуляционного оборудования. От обучающихся была получена положительная обратная связь, которая дает перспективы по улучшению качества hard и soft skills у студентов во время обучения.
Дмитрий Зубко
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.