«Стандартизированный пациент» - методика

Автор(ы): Доскабулова Д. Т., Бегалина Д. Т., Сембаева К.К., Кульбаракова Л. Б., Куатбаев А. Г., Султанбеков Е. А., Саркулова А. Е., Баки А. М., Жумахан А. Н.

Город: Актобе, Казахстан

Учреждение: Западно-Казахстанский медицинский университет имени Марата Оспанова

Актуальность

В медицинских учебных заведениях функционируют учебно-клинические центры, где на манекенах и муляжах студенты отрабатывают практические навыки. Однако технически оснащенные центры не в полной мере дают возможность отработать такие навыки как: общение с реальными пациентами, развитие коммуникативных способностей, сбор анамнеза, навыки физикального осмотра [1]. Выпускники нередко вынуждены обучаться врачебному мастерству уже непосредственно на своих рабочих местах, имея при себе сертификат специалиста [2]. В последнее время частой проблемой в образовательном процессе следует признать отсутствие 100% обеспеченности студентов реальными больными. Один из путей решения этой важной проблемы является методология, которых учит не просто знаниям, а навыкам. В настоящее время методика обучения студентов на примере разыгрываемых ситуационных задач, с привлечением пациентов актеров очень популярна во всем мире [3]. Данный метод можно успешно применять не только в качестве обучения, но и для контроля умений и навыков, как у студентов, интернов, так и у практикующих врачей.

Цель

Оценка применения методики «Стандартизированный пациент».

Материалы и методы

На базе Центра практических навыков ЗКМУ имени Марата Оспанова успешно реализуется методика «Стандартизированный пациент». Студенты учатся применять теоретические знания на практике, как инструментами в достижении помощь больному человеку. Суть метода заключается в том, что в роли пациента выступает специально обученный «студент-пациент», способный с большой степенью достоверности инсценировать клинический случай. Он имеет конкретные установки от тренера-иструктора, которые запрещают импровизировать и выдавать четко сформулированную информацию по разработанному для студента-пациента сценарию.

Результаты

Первоначально выдаваемый анамнез, будет детализирован только в случае соответствующих конкретных вопросов со стороны студента, исполняющего роль куратора больного. В то же время имеющаяся по той или иной задаче патология формируется не только за счет сценических словесных образов, но и путем демонстрации студента-пациента тех симптомов при объективном обследовании. Дополнительный вклад в создание реалистичного образа больного человека вносит использование аудиограмм легочных и сердечных шумов. Работа студента-куратора, проходит индивидуально в режиме строго регламентированного времени. Специально отведенное помещение подготовлено по подобию больничной палаты: имеются кровать, шкаф, стул, тумбочка. Соблюдение всех вышеперечисленных факторов позволяет выполнить важное условие по максимальному приближению разыгрываемой ситуации к реальной действительности. Помещения, в которых проходит учебный процесс, снабжены системой видеонаблюдения, необходимой для работы преподавателя и студента-куратора. Таким образом, в процессе разыгрывания одной ситуационной задачи задействованы 3 лица, 1 из
которых является студентом-куратором, 1 студентом-пациентом и 1 преподавателем. Материально-техническое обеспечение позволяет разыгрывать различные клинические случаи одновременно для всей группы студентов. По истечении отведенного времени, студент-куратор предстает для защиты клинического случая перед преподавателем. Студента-куратора оценивает преподаватель, оцениваются полнота и последовательность сбора анамнеза, правильность проведения объективного обследования больного, деонтологические навыки общения с пациентом. Деятельность студента-пациента также строго регламентирована, в отношении контроля студента-куратора. Таким образом, первая часть работы студента-пациента строится на его презентации конкретной болезни, а вторая - на постоянном наблюдении за работой студента-куратора. Тщательный разбор всех основных пунктов истории болезни, выявление ошибок и погрешностей позволяет студенту-куратору создать целостный образ о конкретном человеке, с которым ему пришлось только что пообщаться. На этом цикле им дается возможность лишний раз потренироваться и применить свои силы на практике. Таким разноплановым способом удается оценить труд студента-куратора и объективизировать оценку его работы в баллах.

Обсуждение

Итак, преимущества методики «Стандартизированный пациент» очевидна: во-первых, студент имеет возможность отработать практические навыки на реальном пациенте, а в случае ошибок исправить имеющиеся свои недостатки. Во-вторых, студент учится работать самостоятельно, один на один с больным, полагаясь ограниченного времени, дефицит которого является одной из реалий трудовых будней врача. Кроме того, у студентов есть возможность отработать и психологические основы взаимодействия «врач-пациент». Симуляция «студентом-пациентом» не только определенного симптомокомплекса заболевания, но и демонстрация различных черт добавить последующий тщательный разбор с указанием конкретных ошибок куратора и внесением соответствующих корректив, то это делает методику «Стандартизированный пациент» поистине уникальной. Кроме того, данный метод можно небезуспешно использовать не только в качестве обучения, но и контроля знаний, причем не только у студентов, но и резидентов и уже практикующих врачей.

Выводы

Таким образом, в свете актуальных проблем современного здравоохранения становится очевидным, что необходимо не только активно искать новые пути по повышению качества образования студентов медицинских вузов, но более широко внедрять перспективные новшества в структуру учебно-методического процесса.

Тема: Стандартизированный пациент
Дария Доскабулова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: