Автор(ы): Шангареева З.А., Санникова А.В., Мананова А.Ф., Ларина А.В., Юсупова Р.Р.
Город: Уфа
Учреждение: ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет
Актуальность
Проблема вовлеченности обучающихся в образовательный процесс актуальна в современном образовании. Среди студентов остро стоит запрос на интересную подачу материала преподавателем. Применение в учебном процессе платформ AMRmap (Anti Microbial Resistance map) и AMRbook (Anti Microbial Reference book) нацелено на повышение мотивации и усвоения учебного материала у обучающихся. Студент усваивает не готовое знание, а сам добывает необходимые знания для решения определенной практической задачи.
Цель
Поиск активных методов в обучении студентов медиков.
Материалы и методы
Опыт применения онлайн-платформ на практических занятиях у студентов медиков был опубликован ранее авторами в своих работах.
С работой платформ AMRmap и AMRbook можно ознакомиться на сайте AMRhub - экосистемы уникальных ВЕБ-продуктов по антимикробной резистентности:
AMRmap - это онлайн-платформа анализа данных резистентности к антимикробным препаратам в России, созданная в 2016 году группой экспертов Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ) и НИИ антимикробной химиотерапии (НИИАХ) (https://amrmap.ru).
AMRbook - это онлайн-справочник по антимикробной терапии и профилактики различных инфекций, которая была представлена в 2018 году сотрудниками НИИАХ (https://amrbook.ru).
Результаты
Продолжительность практического занятия составляет 6 академических часов. Время, отводимое на разбор проблемной задачи практического характера - 2 академических часа. Весь процесс происходит в учебном классе с наличием персональных компьютеров с доступом к сети Интернет. Применяется индивидуальная и групповая форма обучения. Для формирования и закрепления профессиональных компетенций у обучающихся на занятии используются вводная информация, самоподготовка кратких сообщений для обсуждения в группах, индивидуальная работа с интернет-платформами AMRbook и AMRmap с анализом результатов и подготовкой отчета по работе.
Формами оценочных средств являются индивидуальный отчет о проделанной работе (со скриншотом выполненного задания и выводами) и оформленный лист назначения в истории болезни пациента - индивидуальный и групповой продукт совместных действий. Указанные оценочные средства позволяют адекватно оценить уровень сформированности компетенций.
При работе с AMRbook можно просмотреть и подобрать эмпирическую антимикробную терапию для взрослых и детей в зависимости от клинической ситуации, а также разобраться в природной активности препаратов к возбудителям и их свойствах. Кроме того, при обучении студенты могут ознакомиться со справочными материалами из контента платформы и восполнить пробелы знаний.
При работе с AMRmap у студентов появляется возможность наглядно увидеть актуальный уровень резистентности предполагаемых возбудителей к антимикробным препаратам из стартовой и альтернативной терапии. Учитывая уровень резистентности проводится окончательная корректировка терапии обучающимися.
Функциональные возможности и контент онлайн-платформ AMRmap и AMRbook позволяют преподавателю разработать различные игровые сюжеты. Благодаря отработке игровой ситуации у пользователей уменьшается количество ошибок в ходе обучения. Наглядность предлагаемого материала через погружение в ситуацию профессиональной деятельности улучшает понимание и развивает познавательный интерес студентов.
Обсуждение
Использование онлайн-платформ AMRmap и AMRbook наглядно демонстрирует всю глубину и опасность проблемы нарастающей антибактериальной резистентности и позволяет не совершать ошибки при подборе антибактериальной терапии у взрослых и детей в зависимости от клинической ситуации. Это очень важный и ответственный момент в тактике ведения пациентов, поскольку в реальной клинической практике очень много проблем с адекватным назначением антимикробных препаратов, особенно в условиях возрастающей резистентности возбудителей. Довольно часто специалисты неправильно выбирают стартовый антимикробный препарат, назначают в дозах ниже рекомендуемых, не соблюдают сроки назначения.
Теоретические знания классов антимикробных препаратов, механизма действия, показаний и противопоказаний к их назначению, а тем более практика их назначения (рациональный выбор и выписка в рецептах) обучающихся, к сожалению, недостаточно сформированы (если откровенно признаться, то на очень низком уровне). То есть не сформированы определенные профессиональные компетенции обучающихся. И здесь активные способы обучения очень важны.
Указанные платформы - удобные веб-продукты для визуализации учебного материала, способные погрузить студента в пространство его будущей профессиональной деятельности. Данные платформы можно активно применять как при обучении, так и в реальной практике для грамотного выбора антибактериальных препаратов в условиях возрастающей антимикробной резистентности.
Выводы
Таким образом, активные методы обучения с применением онлайн-платформ AMRbook и AMRmap расширяют педагогические возможности современного преподавателя:
- позволяют визуализировать теоретический учебный материал, повышая его усвоение,
- позволяют сразу работать со справочными материалами, уменьшая количество ошибок и улучшая результаты,
- погружают в ситуацию профессиональной деятельности и формируют клиническое мышление студентов.
Шангареева Зилия Асгатовна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.