Практико-ориентированный подход в обучении коммуникативным навыкам студентов медицинских вузов

Автор(ы): Егунова М.А., Шикунова Я.В., Тонкошкурова А.В.

Город: Томск

Учреждение: ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России

Актуальность

Проблема организации эффективной коммуникации в сфере медицины приобретает в настоящее время особую актуальность в связи с кризисом доверия населения медицинским учреждениям и врачам, который вызван различными причинами: скептическим отношением общества к современной медицине, формируемым средствами массовой информации, широкой доступностью медицинской и псевдомедицинской литературы, коммерциализацией и бюрократизацией медицины.
Профессия врача принадлежит к ряду социономических профессий, в которых основное взаимодействие строится на общении типа «человек — человек». Это означает необходимость наличия у врача не только профессиональных медицинских компетенций, но и компетенций в сфере общения, направленных на реализацию принципа пациент-ориентированности.
Необходимость обучения коммуникативным навыкам (КН) студентов-медиков признается всеми зарубежными медицинскими школами и в России заявлена в качестве требований к результатам обучения в ФГОС 3++ по направлению подготовки «Лечебное дело» в виде универсальной «Коммуникативной компетентности» (УК-4). В целях отработки единых научно-методических и организационных подходов в части оценивания навыков общения с пациентом Минздравом РФ с 2018 г. в процедуры первичной специализированной аккредитации (ПСА) медицинских специалистов были введены паспорта станций «Сбор жалоб и анамнеза» и «Консультирование».
Как показывают исследования, эффективное освоение навыков общения наиболее приемлемо в формате практического обучения, подразумевающего возможность тренировки при участии симулированных пациентов и тренера (фасилитатора). Эффективная работа тренера подразумевает совершенное владение не только теоретическим материалом (знанием о навыках и доказательствах, их подкрепляющих), но и сложной методологии преподавания, включающей ориентацию на запрос участников, модерирование ролевой игры и эффективную обратную связь.
Обучение и оценка КН требует подходов, отличных от подходов к преподаванию других клинических дисциплин. Задача состоит в том, чтобы формальное обучение этим навыкам, которое до сих пор остается фрагментарным и неоднородным в большинстве учебных программ российских вузов, превратить в систематическое и целенаправленно организованное, органично совмещать обучение коммуникативным навыкам с клиническим обучением.

Цель

проанализировать потребность врачей в обучении коммуникативным навыкам, направленном на решение конкретных задач в соответствии со специализацией.

Материалы и методы

анализ результатов онлайн-анкетирования посредством Yandex формы.

Результаты

В анкетировании приняли участие 178 врачей из 36 городов России и ближнего зарубежья. Респондентами являлись доктора 35 специальностей.
Участникам было предложено ответить на 11 вопросов анкеты: 6 открытых вопросов о специальности, регионе проживания, стаже работы и диагнозах пациентов, работа с которыми вызывает наибольшие трудности; 3 вопроса были сформулированы с использованием шкалы Лайкерта для оценки мнения опрошенных о наличии проблем в медицинской коммуникации; вопрос с множественным выбором, в котором были перечислены элементы и задачи консультации, при решении которых врач может испытывать коммуникативные трудности; заключительный закрытый вопрос о желании пройти обучение по КН.
Согласно результатам опроса, 80 (44,9%) участников проходили обучение по КН в медицине.
Девятнадцать (10,7%) опрошенных согласны с утверждением, что имеют проблемы в общении с пациентами (при том, что 5 человек имели опыт обучения). Высказали желание пройти специальное обучение по профессиональным навыкам общения в медицине 104 (58,4%) участника исследования.
Наибольшие затруднения в ходе медицинской консультации вызывает работа со следующими проблемами/задачами: на обман пациента указали 63 (35,4%) опрошенных; на сложности с тем, чтобы остановить пациента-«говоруна» - 59 (33,1%); сообщить плохие новости - 51 (28,7%); структурировать прием, чтобы все успеть и ничего не забыть – 41 (23%); сообщить коллеге, что он не прав –38 (21,3%); убедить пациента участвовать в клиническом исследовании – 30 (16,9%); разговорить пациента- «молчуна» - 26 (14,1%); избежать негативной реакции и получить правдивые ответы на интимные вопросы – 26 (14,6%); избежать конфликта при опоздании – 24 (13,5%).
При анализе ответов акушеров-гинекологов (n=26) было выявлено, что наибольшие трудности в общении возникают с пациентами, которым диагностирован эндометриоз, ИППП, предраковые и онкологические процессы половых органов, с женщинами с бесплодием и/или имеющими репродуктивные потери в анамнезе. Акушерам-гинекологам часто бывает сложно избежать негативной реакции и получить правдивые ответы на интимные вопросы (42%), остановить пациента-«говоруна» (34,6%) и работать с пациентами, которые обманывают (34,6%)
Урологи (n=24) отметили, что наибольшие коммуникативные сложности испытывают при общении с пациентами с хроническими рецидивирующими воспалительными болезнями органов МВС, нейрогенной дисфункцией мочевого пузыря, доброкачественной гиперплазией и раком предстательной железы, эректильной дисфункцией. Сложнее всего урологам даются консультации, на которых пациенты обманывают (41,6%), нужно сообщать плохие новости (29,2%), останавливать пациента-«говоруна» (29,2%), отказывать родственникам в просьбе не сообщать диагноз пациенту (25%), убеждать пациента принять участие в клиническом исследовании (20,8%).
Те элементы консультации, которые, согласно опросу врачей, вызывают наибольшие трудности в ходе практической деятельности, не отрабатываются на клинических кафедрах и не демонстрируются в рамках ПСА.

Выводы

● У врачей всех специальностей есть потребность в обучении коммуникативным навыкам.
● Формирование сценариев для обучения коммуникативным навыкам с использованием симулированных пациентов с опорой на конкретные «трудные» нозологические единицы и проблемные ситуации, возникающие при консультировании, сделает обучение более эффективным.

Тема: Коммуникативные навыки
Егунова Мария Алексеевна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: