Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Трудные ситуации общения с пациентом в профессиональной деятельности врача как контент для образовательных технологий.

Трудные ситуации общения с пациентом в профессиональной деятельности врача как контент для образовательных технологий.

Автор(ы): О.А. Жученко, Т.Ю. Помыткина

Город: Ижевск

Учреждение: ФГБОУ ВО "Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации"

Актуальность

Требования современных образовательных стандартов определяют практикоориентированный подход в подготовке специалиста. Наиболее эффективным методом в подготовке специалиста в здравоохранении признана симуляция практических навыков, в том числе и коммуникативных навыков. В симуляции ситуаций взаимодействия врача с пациентом остро встает вопрос разработки сценариев коммуникативной ситуации. Известно, что взрослые учатся только по запросу. С этой точки зрения методологически необходимым является определение наиболее актуальных, сложных, трудных ситуаций взаимодействия врача с пациентом для разработки сценариев обучения.

Цель

Выявление актуальных ситуаций сложного взаимодействия врача с пациентом для образовательных программ навыков общения в медицине.

Материалы и методы

Авторская анкета, направленная на оценку трудных ситуаций общения врача с пациентом, методы математической статистики (H-критерий Краскела-Уоллиса). Для обработки данных использовался набор статистических программ «IBM SPSS Statistica 26.0». Выборку составили 86 врачей государственных клинических больниц г. Ижевска. Разработанная авторская анкета включает в себя оценку по 5-тибалльной шкале 13 трудных ситуаций коммуникации «врач-пациент», в которых 5 баллов – очень трудно, 1 балл – очень легко. Анкета была оценена 5 экспертами в области социальной психологии и 5 практикующими врачами, откорректирована в соответствии с замечаниями.

Результаты

С помощью H-критерия Краскела-Уоллиса выявлены значимые отличия в оценке трудных ситуаций врачами разного возраста по всем предложенным вариантам за исключением ситуации «Информирование пациента о диагнозе, лечении, плане обследования». На первом месте для молодых врачей по степени трудности находится ситуация «Когда пациент много и не по делу говорит» (4,03 балла), эта же ситуация на первом месте находится для врачей в возрасте от 41 до 50 лет, но с меньшей степенью сложности (3,07 балла), и для врачей старше 51 года (3,0 балла). Врачами старше 51 года также на 3 балла была оценена ситуация «Когда пациент расстроен, напряжен или недоволен (раздражителен) на приеме». Для врачей в возрасте от 31 до 40 лет на первом месте по степени трудности является ситуация «Пациент задает вопросы, ответы на которые я не знаю» (3,22 балла).
Для врачей в возрасте до 30 лет на втором и третьем месте соответственно находятся ситуации «Пациент задает вопросы, ответы на которые я не знаю», «Когда необходимо сообщить пациенту «плохие» новости (о диагнозе, неудачном лечении, изменении планов и т.п.)».
Для врачей в возрасте от 31 до 40 лет на втором и третьем месте находятся ситуации «Когда необходимо сообщить пациенту «плохие» новости (о диагнозе, неудачном лечении, изменении планов и т.п.)», «Когда пациент молчит, а врач должен «вытягивать» из него информацию».
Для врачей в возрасте 41-50 лет на втором и третьем месте находятся ситуации «Пациент задает вопросы, ответы на которые я не знаю», «Когда необходимо сообщить пациенту «плохие» новости (о диагнозе, неудачном лечении, изменении планов и т.п.)»
Для врачей старше 51 года на втором и третьем месте по степени сложности являются ситуации «Когда необходимо сообщить пациенту «плохие» новости (о диагнозе, неудачном лечении, изменении планов и т.п.)», «Когда пациент молчит, а врач должен «вытягивать» из него информацию».
Для групп врачей, распределенных по стажу профессиональной деятельности выявлены значимые различия в оценке трудности общения с пациентами в следующих ситуациях: «Когда пациент задает слишком много вопросов», «Когда пациент много и не по делу говорит», «Когда пациент приходит на прием с родственниками», «Когда необходимо принять совместное решение (о лечении, обследовании, операции) и я не уверен, правильно ли меня понял пациент», «Когда пациент расстроен, напряжен или недоволен (раздражителен) на приеме».
На первом месте по степени значимости для всех врачей, кроме имеющих стаж от 4 до 5 лет, находится ситуация «Когда пациент много и не по делу говорит». Для них приоритетна ситуация «Когда пациент расстроен, напряжен или недоволен (раздражителен) на приеме».

Обсуждение

Полученные результаты свидетельствуют о том, что трудности вызывают нестандартные ситуации общения с пациентами, взаимодействию в которых вряд ли обучали в вузе, но которые серьезно влияют на решение профессиональных задач и требуют применения специальных коммуникативных навыков, таких как структурирование консультации, обобщение, подчеркивание общего, эмпатия и другие.

Выводы

Наиболее трудно общаться с пациентами в нестандартных ситуациях молодым врачам, поэтому образовательные программы в области обучения навыкам общения в медицине будут востребованы данной категорией медицинских специалистов. Со стороны врачей со стажем может наблюдаться сопротивление. Одной из возможности преодолеть это сопротивление может стать разработка сценариев в которых раскрываются навыки общения в рассмотренных ситуациях общения с пациентом: ситуации с многословными пациентами, ситуации сообщения плохих новостей, ситуации общения в которых пациент расстроен, напряжен и другие, описанные в нашем исследовании.

Тема: Коммуникативные навыки
Помыткина Татьяна Юрьевна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: