Автор(ы): Румянцева Е.В., Яриков А.В., Тиунова Н.В.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, г. Нижний Новгород
Актуальность
На сегодняшний день в стоматологической отрасли стремительно развиваются современные технологии и внедряются новые методы лечения. Это требует от будущих врачей - стоматологов и челюстно-лицевых хирургов отработанных мануальных навыков, которые не могут быть освоены и закреплены в полной мере при приеме пациентов на клинических стоматологических кафедрах. Поэтому в подготовку врача-специалиста, наряду с классической системой клинического стоматологического образования, должны быть включены новые принципы обучения с применением современных технологий, а именно симуляционного оборудования.
Цель
Целью работы является анализ современного симуляционного обучения, непосредственно влияющего на уровень освоения практических навыков студентов и ординаторов стоматологического направления и ЧЛХ.
Материалы и методы
Проведен обзор современных симуляторов, которые используются в стоматологии и ЧЛХ для овладения практическими навыками.
В зависимости от видов стоматологических учебных дисциплин и для отработки практических навыков, студенты обучаются на различном симуляционном оборудовании. Так, например, в рамках освоения учебных дисциплин по терапевтической и ортопедической стоматологии используются:
-эндо-тренажеры для препарирования и обтурации корневых каналов с имитацией пульпы;
-тренажер по работе с апекслокатором;
-симулятор, имитирующий стоматологическую установку и пациента;
-денто-модели для отработки практических навыков по хирургической стоматологии.
Также, в рамках освоения курса по ортодонтии используются модели для осмотра и диагностики размеров зубных рядов, с помощью которых студенты могут проводить фиксацию брекетов и наложение ортодонтической дуги.
Важно отметить, что санкции не затронули стоматологов и ЧЛХ напрямую, но ряд зарубежных компаний все же заморозил торговую активность в РФ. Сказались и затруднения с логистикой, с оплатой поставок в валюте. Поэтому стоматологические клиники начали внимательнее присматриваться к медицинским изделиям местного производства. Сегодня, по оценке Минпромторга РФ, отечественные изделия для стоматологии и ЧЛХ занимают около 20% рынка РФ. Объем их выпуска в 2022 г. по сравнению с предыдущим годом увеличился на 40,1% в стоимостном выражении. На их производство выдано 153 регистрационных удостоверения для 47 организаций из России.
Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что использование медицинской продукции Российских производителей удешевит процесс, а также позволит сократить зависимость от зарубежных поставщиков сырья и комплектующих, основным из которых сегодня является Китай.
Кроме того, за последние годы одним из самых инновационных и перспективных направлений в стоматологии стали 3D-технологии. 3D-визуализация в стоматологии и ЧЛХ играет важную роль в обучении, диагностике и планировании лечения.
С помощью 3D-принтеров производят широкий спектр стоматологических конструкций: зубные протезы; модели зубной арки для анализа и планирования лечения; слепочные ложки; хирургические шаблоны для точного позиционирования имплантатов в полости рта; сплинты и каппы для изменения положения нижней челюсти, а также для расслабления мышц.
Также применяют 3D технологии в отработке навыков реконструктивной хирургии рака головы и шеи, что невозможно отработать на муляжах. Применение 3D-технологий в современной медицине позволяет достичь не только более точного и эффективного лечения, но и создавать новые возможности для исследований и обучения.
Кроме того, на сегодняшний день весьма востребованы кадавер курсы: они позволяют углубить и расширить имеющиеся знания, получить уникальные навыки, отработать самые популярные техники в области стоматологии и ЧЛХ.
Так, с помощью кадавер-курсов возможно отработать на тканях человека такие техники, как имплантация, синус-лифтинг, направленная костная регенерация, визуально и тактильно изучить все особенности и специфику человеческой анатомии.
Кадавер-курсы очень важная часть индивидуальной траектории обучения, которая позволяет не только систематизировать полученные в вузе теоретические знания об анатомии человеческого тела, но и подкрепить теорию практикой под руководством опытных хирургов.
Результаты
Перспективы развития здравоохранения РФ в значительной мере зависят от состояния профессионального уровня, квалификации, компетенции и качества подготовки студентов и клинических ординаторов медицинских ВУЗов как главного кадрового ресурса практического здравоохранения. Симуляционное обучение постепенно становится частью системы практической подготовки стоматологов и ЧЛХ. Главной целью инновационного образования становится улучшение освоения предмета, углублению знаний, стимулирование творческого потенциала, формирования клинического мышления и повышения мотивации обучающегося к постоянному углублению знаний, к освоению и совершенствованию мануальных навыков.
Обсуждение
Использование в обучении симуляционного оборудования в дополнение к традиционным занятиям на кафедрах в ВУЗах, в совокупности с производственной практикой способствует существенному повышению качества обучения, а также улучшает восприятие учебного материала. Нужно отметить, что формирование профессиональных навыков особенно продуктивно, если соблюдать ряд методических приемов: необходимо учитывать алгоритм формируемого навыка, обеспечивать поэтапное формирование, не просто многократное повторение действий, а обязательно сознательное с целью усовершенствования каждого следующего.
Выводы
По результатам проведенного нами анализа, следует сделать вывод о том, что использование учебных симуляторов студентами-медиками, а в частности будущими стоматологами и ЧЛХ необходимо для повышения уровня мануальных навыков студентов, что позволит им в будущем снизить риск врачебной ошибки.
Интеграция цифровых технологий в обучение стоматологов и ЧЛХ открывает перспективы для улучшения качества образования.
Все это, в конечном итоге, способствует уменьшению осложнений и повышению качества оказания медицинской помощи населению.
Румянцева Екатерина Владиславовна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.