Конференции / РОСОМЕД-2024 - XIII съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Опыт обучения студентов медицинских образовательных учреждений быстрой оценке общего состояния пациента в условиях ургентной ситуации

Опыт обучения студентов медицинских образовательных учреждений быстрой оценке общего состояния пациента в условиях ургентной ситуации

Автор(ы): Удовика Н.А.

Город: Луганск

Учреждение: ФГБОУ ВО ЛГМУ им. Свт. Луки Минздрава России

Актуальность

Современные программы подготовки врача-специалиста позволяют выпускнику медицинского университета после успешной сдачи аккредитации сразу практиковать на первичном звене здравоохранения (амбулатория, поликлиника, ФАП, отделение экстренной (неотложной) медицинской помощи стационаров и больниц скорой помощи). При подготовке такого специалистов большое внимание уделяется, прежде всего, диагностике ургентных состояний для своевременности проведения неотложных мероприятий с целью стабилизации общего состояния пациента, что сможет способствовать улучшению результатов лечения основного заболевания на госпитальном этапе. Умение быстро оценивать общее состояние больного с определением его степени тяжести в условиях ургентных ситуаций – надежный способ понимать как срочно нужно начинать действовать медицинским работникам, особенно на догоспитальном и раннем госпитальном этапе, причем как врачам-специалистам, так и средним медицинским работникам.

Цель

Представить собственный опыт обучения студентов медицинских образовательных учреждений (университет, колледж) быстрой оценке общего состояния пациента в условиях ургентной ситуации путем проведения тренингов в виде «учебной игры» по умению определять наиболее значимые для человека десять клинических показателей (сознание, положение тела в пространстве, артериальное давление и пульс с вычислением шокового индекса Альговера, общую температуру тела, частоту дыхательных движений, симптомы перитонизма и поколачивания с сопровождением вопросов о наличии стула (отхождении газов) и мочи, сатурацию) с интерпретацией и обобщением полученных результатов в виде определения степени тяжести общего состояния пациента (удовлетворительное, средней степени, тяжелое, крайне тяжелое, терминальное) и в зависимости от этого - времени начала и объема лечебных мероприятий на догоспитальном и раннем госпитальном этапе.

Материалы и методы

Проанкетированы 12 групп студентов 5 курса медицинского факультета по специальности «Лечебное дело» и 6 групп обучающихся на факультете повышения квалификации среднего профессионального образования (акушерки, медицинские сестры гинекологических отделений). У половины из них для решения поставленной цели исследования применяли тренинги в виде «учебной игры», у других – стандартный способ решения клинических задач с бумажного носителя. Во время «учебной игры» один студент по заданию преподавателя виртуально максимально возможно представляет конкретную клиническую ситуацию (приступ удушья, острая боль в животе, обморок и т.д.). Остальные студенты поочередно оценивают у него десять указанных клинических показателей с демонстрацией практических навыков по их определению («норма», «не норма», «какая конкретно не норма») и делают заключение: «общее состояние пациента ..., потому что ... и необходимы следующие мероприятия...». Преподаватель уточняет и корректирует ответы. Следующую клиническую ситуацию задает студент с лучшим ответом по первой задаче, а виртуальным пациентом становится студент с худшим ответом. Итак далее. Положительно то, что предлагать можно любую нозологическую форму, что, в свою очередь, расширяет границы клинического мышления у обучающихся и отражает междисциплинарность профессиональной компетентности по умению оценивать общее состояние пациента. В результате будущий специалист на рабочем месте уже автоматически решает данную задачу. «Учебная игра» может применяться в качестве оценки выживаемости знаний, как основная часть практической работы студента на занятии, как самостоятельная работа, в том числе внеаудиторная.

Результаты

При анализе полученных результатов установлено, что студенты первой группы с интересом и высокой активностью принимали «учебную игру», постоянно находились в живом интерактиве между собой и с преподавателем (развитие «мягких навыков»), повторяли и усовершенствовали базовые практические («жесткие») навыки, интерпретировали результаты, развивая клиническое мышление. Студентам первой группы предложенный способ обучения быстрой оценке общего состояние пациента в условиях ургентной ситуации по данным анкетирования нравится (100%), потому что он «живой», «не скучный», «необычный», «интересный», «современный», «динамичный». Обучающиеся на факультете повышения квалификации, ранее проходившие такой тренинг (медицинские сестры гинекологических отделений ургентных больниц, акушерки ФАП, амбулаторий, родильных домой), отмечали, что в своей практической работе они его применяют «автоматически», помогая врачам или самостоятельно, что повышает качество оказываемой медицинской помощи на догоспитальном этапе, минимизируя тяжелые осложнения (например, своевременная диагностика патологического индекса Альговера позволяет быстро начать инфузионную терапию и не допустить прогрессирования гиповолемического шока; своевременная диагностика тяжелого состояния пациента по показателю сатурации заставляет как можно быстрее обеспечить доступ к кислороду и минимизировать прогрессирование дыхательной недостаточности; своевременное выявление гипертензии 170 мм рт ст у беременной заставляет начать магнезиальную терапию и минимизировать риск развития судорог и др.).

Обсуждение

Следует отметить, что стандартный способ обучения студентов оценке общего состояния больного путем решения клинических ситуационных задач с бумажного носителя имеет недостатки: он нередко скучный и формальный, причем без практической составляющей.

Выводы

Предложенный способ позволяет более эффективно обучать студентов медицинских образовательных учреждений быстрой оценке общего состояния пациента в условиях ургентной ситуации, предусматривает отработку алгоритма действий (абсолютно практико-ориентирован), развивает клиническое мышление; способствует решению поставленных задач специалитета в рамках Основных образовательных программ по освоению профессиональных компетенций; он современен и интерактивен, интересен для обучающихся и студентов поколения Z ("цифровое поколение"), к тому же не требует материальных и финансовых вложений, что позволяет его широко использовать в учебно-педагогическом процессе.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Удовика Наталья Алексеевна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: