Сообщение плохих новостей: обзор коммуникативных протоколов

Автор(ы): М.Е. Халак, Н.В. Фомина, Е.В. Дорофеев, Г.С. Скворцова

Город: Нижний Новгород

Учреждение: ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России

Актуальность

Еще А. Гольдшейдер почти сто лет назад обозначил такое понятие как «субъективная картина болезни», которое в последствии Р.А. Лурия назвал «внутренней картиной болезни». По сути это тот же конструкт в 1989 году описал H. Weiner, дав ему название «болезнь-опыт болезни» («disease – ilness»). Во всех случаях есть общий момент: акцент на внутренних переживаниях больного. Для врача, как правило, все просто: есть симптомы, данные анализов, история болезни, можно ставить диагноз. Самое главное скрыто от его взора – уникальный опыт пациента, его отношение к заболеванию, характерные черты, мысли, представления и ожидания, что требуется учитывать и при сообщении плохих новостей, т.е. сложной информации, которая может кардинально изменить взгляд пациента на свое будущее.
Культура сообщения плохих новостей в российском здравоохранении претерпевает значительные изменения. Еще 15 лет назад мы могли говорить о том, что в отечественной медицине превалировала патерналистская модель общения и сообщение плохих новостей о диагнозе не составляло коммуникационной проблемы, то сейчас пациент-ориентированное взаимодействие утверждено законодательно. В следствие этого требования к коммуникативным навыкам медиков возросли. Сообщение плохих новостей требует определенной подготовки. Во многих медицинских вузах уже введена дисциплина «коммуникативные навыки», что позволяет отработать применение коммуникативных инструментов в различных ситуациях, в том числе, и при сообщении плохих новостей.

Цель

Провести сравнительный анализ имеющихся врачебных коммуникативных протоколов по сообщению плохих новостей

Материалы и методы

В западном опыте существует несколько коммуникативных протоколов, позволяющих сообщить тяжелые новости максимально эмпатично и не травматично. Чаще всего в литературе можно встретить шести- ступенчатый протокол SPIKES или мнемоническое правило ABCDE. Реже упоминается метод 10 шагов Кэя, разработанный для сообщения плохих новостей при перинатальных потерях. Ситуация пандемии COVID-19 даже послужила поводом для создания нового протокола Connect для сообщения плохих новостей по видеосвязи или телефону. В 2023 году I.A. Azeez и A.D. Ademola предложили еще один коммуникативный протокол SIR-PRESS.

Результаты

Основные коммуникативные протоколы с описанием шагов:
1. SPIKES
S – SETTING UP the interview - Настройте беседу. Планирование беседы.
Assessing the Patient’s PERCEPTION - Оценка восприятия пациента.
Obtaining Patient’s INVITATION - Получение приглашения пациента. Выяснение степени готовности пациента и меры той информации, которую он готов воспринять.
Giving KNOWLEDGE and Information to the Patient - Сообщение новости.
Addressing the Patient’s EMOTIONS with Empathic Responses - Предоставление возможности пациенту пережить все текущие эмоции. Проявление эмпатии и сочувствия к эмоциям пациента
S-STRATEGY and SUMMARY. – Стратегия и суммирование. План лечения.
2. ABCDE
Advance preparation - Предварительная подготовка. Планирование беседы.
Build a therapeutic environment/relationship - Построение терапевтической среды.
Communicate well - Качественное общение
Deal with patient and family reactions - Отработка реакций пациента и семьи
Encourage and validate emotions - Поддержка и подтверждение эмоций
3. Метод 10 шагов Кэя
Шаг 1 – подготовьтесь
Шаг 2 – выясните, что пациент (родитель) уже знает
Шаг 3 – определите, требуется ли больше информации
Шаг 4 – предупредите
Шаг 5 – будьте готовы к отрицанию
Шаг 6 – объясните, если необходимо
Шаг 7 – выслушайте вопросы, которые вызывают беспокойство
Шаг 8 – создайте условия для открытого обсуждения чувств
Шаг 9 – подведите итоги
Шаг 10 – предложите дальнейшую помощь
4. CONNECT
Context – Контекст. Проверка данных, планирование беседы.
Organization – Организация. Конфиденциальность, рабочая аппаратура.
Near and Niceties – Близость и точность. Представление, объяснение своей роли, идентификация пациента.
Emotions – Эмоции. Оценка знаний пациента о заболевании. Сообщение новостей. Предоставление возможности пациенту пережить все текущие эмоции.
Counseling – Консультирование. Проверка понимания, план лечения, согласование дальнейших действий.
Taking Care – Забота. Выяснение текущих потребностей пациента. Обобщение выводов.
5. SIR-PRESS
Security – Безопасность. Обеспечение безопасности медицинского работника при сообщении плохих новостей в случае конфликтной или агрессивной реакции пациента
Information – Информированность врача.
Relationship – Отношения с пациентом.
Perception – Восприятие. Оценка знаний пациента о заболевании
Reveal – Раскрытие. Предоставление возможности пациенту пережить все текущие эмоции.
Empathy – Эмпатия. Проявление сочувствия к эмоциям пациента
Strategy – Стратегия. План лечения.

Обсуждение

Очевидно, что все протоколы имеют схожее содержание шагов. В частности, подготовку к беседе, выяснение степени осведомленности пациента о своем состоянии и заболевании или реагирование на эмоции пациента. В более новом протоколе SIR-PRESS появляется акцент на создании безопасной среды для самого врача, что скорее всего связано с частыми агрессивными реакциями пациентов на сообщение тяжелых новостей, что ставит самого врача под угрозу.

Выводы

Несмотря на имеющиеся нюансы в беседе с пациентом (родственником пациента) при сообщении плохих новостей, все они направлены на организацию такого диалога, в котором врач проявляет отрефлексированную эмпатию, развивает свою способность к пониманию личности пациента, глубины его переживания, при этом сохраняя некую дистанцию, демонстрируя рациональность диалога, направленность на действенную помощь пациенту. Стоит вопрос о выработке коммуникативной модели сообщения плохих новостей, учитывающей российскую ментальность со спецификой ее речевого выражения. Важно подчеркнуть, что обучение врачей направленной на эмпатию коммуникации в сообщении плохих новостей по протоколам позволит уйти от автоматизма реагирования и повысит культуру помогающего общения в сложных профессиональных ситуациях.

Тема: Коммуникативные навыки
Мария Халак

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: