Конференции / Круглый стол по общению в медицине "Что приоритетнее Доверие или Результаты? «Вам шашечки или кататься?»" / НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ВЫПУСНИКОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ВЫПУСНИКОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

Автор(ы): Загорак Д.П., Кабирова Ю.А

Город: Березники

Учреждение: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая больница им. академика Вагнера Е.А»

Актуальность

Введение. Во многих регионах нашей страны стала наблюдаться тенденция к дефициту среднего медицинского персонала. За последние 10 лет их число сократилось почти на 20%. Порой наблюдается картина, когда то или иное подразделение не может функционировать не из-за отсутствия врачей, а ввиду нехватки операционных, палатных, процедурных сестер. Также большое количество фельдшерских пунктов, имея современное здание и оборудование, стоят пустыми.

Цель

Цель исследования. Выявить субъективное отношение студентов выпускных курсов средних специальных медицинских образовательных учреждений (ссузов) к своей будущей профессии, оценить мотивацию при поступлении и планы выпускников на будущую трудовую деятельность.

Материалы и методы

Был проведен опрос среди 518 студентов выпускных курсов по специальностям: лечебное дело (фельдшера), сестринское дело (медицинские сестры), акушерство (акушерки), лабораторная диагностика (лаборанты). Опрос проводился среди выпускников Пермского края.. Участие приняли 31% всех выпускников средних медицинских учебных заведений 2024 года.

Результаты

Проведено анкетирование 518 выпускников ссузов: 429 женщин (82,8%) и 89 мужчин (17,2%). Из них 140 фельдшеров: 103 женщины (73,6%) и 37 мужчин (26,4%); медицинских сестер 339: 287 женщин (84,7%) и 52 мужчины (15,3%); 21 лаборант и 18 акушерок – все женщины.
При анализе мотивации выпускников в выборе среднего медицинского образования было отмечено, что у 52,12% изначально было желание помогать людям в качестве медицинского работника. Однако 24,3% лиц сообщили, что оказались в медицинском ссузе случайно – 98 чел. (18,9%), на выборе профессии настояли родители 14 чел. (2,7%), а также 14 чел. (2,7%) не имели возможности поступить в другое учебное заведение. Также, следует отметить, что 70 чел. (13,51%) хотели получить именно медицинское образование, но при этом только 52,6% из них планировали работать по специальности.
В целом, при поступлении в медицинский ссуз 79% фельдшеров, 71% медицинских сестер, 89% акушерок 86% лаборантов планировали найти работу по специальности после завершения учебы.
При оценке субъективной готовности к самостоятельной работе, только 15,71% фельдшеров, 23,01% медицинских сестер, 16,6% акушерок, 23,81% лаборантов отметили, что готовы к самостоятельной работе. Стоит отметить, что 20,72% фельдшеров, 20,06 медицинских сестер, 14,28% акушерок и 14,28% лаборантов считают, что их уровень не достаточный или они совсем не готовы к работе по специальности. Следует отметить, что 85 чел. (16,4%) считают свою учебную практику недостаточной, за период практики им не приходилось оказывать медицинскую помощь пациентам. 62,5% медицинских сестер, 63,5% фельдшеров, 66,7% акушерок, 61,9% лаборантов считают, что к специалистам их профессии окружающие относятся с уважением и признанием. Но в свою очередь, 18,6% фельдшеров, 24,8% медицинских сестер, 18,1% акушерок, и 15,7% лаборантов, считают, что у окружающих в основном потребительское и негативное отношение к данным специалистам.
Субъективная оценка правовой безопасности трудовой деятельности показала, что 45,7% фельдшеров, 50,4% медицинских сестер, 44,4% акушерок, 28,6% лаборантов при возникновении конфликта с пациентами и иными лицами рассчитывают на всецелую защиту работодателя. При этом более половины опрощенных выпускников считают, что работодатель далеко не всегда будет защищать их интересы. 22,9% фельдшеров, 11,5% медицинских сестер, 15,7% акушерок и 14,3% лаборантов считают, что при любом исходе конфликтной ситуации виноватыми назначат их, а работодатель больше заинтересован в купировании конфликта, а не в защите своих работников.
После окончания ссуза 55,7% фельдшеров, 52,8% медицинских сестер, 55,6% акушерок 52,4% акушерок планируют работать по специальности. Положительным можно считать тот факт, что из всех респондентов 23,7% планируют поступать в высшее медицинское учебное заведение. Однако 22,6% выпускников вообще не видят свою трудовую деятельность в системе здравоохранения. Статистическая обработка по Пирсону выявила очень высокий уровень связи (p≤0,001) между мотивацией студентов при поступлении в учебное заведение и планами на трудовую деятельность в момент его окончания. Так около 24% отмечали, что при поступлении не планировали работать по специальности, и на «выходе» 22,6% не планируют работать.
В настоящий момент 69% фельдшеров, 65% медицинских сестер, 67% акушерок, 57% лаборантов определились с местом будущей работы, однако более 40% из них будут устраиваться в негосударственные лечебные организации. К сожалению, такое важное направление как работа в малых населенных пунктах, на ФАПах и СВА приемлемым для себя считают только 15% фельдшеров и 11,5% сестер. Остальные ответили, что на настоящий момент нет условий и программ, на которых они бы согласились работать в данных лечебных учреждениях.
Анализ отношения выпускников к целевому обучению показал, что более 60% студентов положительно относится к целевому обучению, и из них 73,6% информированы по существующим программам привлечения и удержания кадров на территории Пермского края. Из 36% лиц, негативно относящихся к целевому обучению, 63% не обладают информацией о программах поддержки медицинских кадров.

Выводы

Около четверти студентов, поступающих в медицинские ссузы не планируют работать в системе здравоохранения. Частично мы это связываем с недостаточной профориентацией среди студентов медицинских ссузов или может быть статусом медицинской профессии. При окончании ссуза не более 24% выпускников считают себя готовыми к работе по специальности. Отмечается недостаточный уровень образования, и нехватка прикладных знаний и навыков.
В государственных лечебных учреждениях готовы работать чуть больше 50% выпускников, а на сельских территориях только 15% фельдшеров и 11,5% медицинских сестер. Последнее скорее всего связано с недостаточной работой муниципалитетов, и отсутствием информированности выпускников о региональных программах поддержки медицинских кадров.

Тема: Коммуникативные навыки
Юлия Кабирова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: