Врач-пациент: ожидания и реальность.

Автор(ы): Помыткина Т.Ю.

Город: Ижевск

Учреждение: ФГБОУ ВО ИГМА Министерства здравоохранения РФ

Актуальность

Важно понимать, что сфера здравоохранения связана с базовыми потребностями личности, неудовлетворение которых быстро приводит к эскалации конфликта между медицинским работником и пациентом (родственником пациента), коммуникация очень быстро может перерасти в силовое противодействие и повлечь за собой широкий общественный резонанс.
Согласно статистике Минздрава с 2010 по 2016 год совершено 1,2 тыс. нападений на медиков при исполнении их обязанностей. За I полугодие 2023 года зафиксировано 820 случаев применения насилия в отношении медицинских работников.
С другой стороны в течение последних семи лет количество сообщений о преступлениях медиков колеблется в диапазоне от 4947 (2016 год) до 6623 (2018 год). Число уголовных дел по ним сначала росло (в 2016 году их было 878, в 2017-м — 1791, в 2018-м — 2229), а потом стало снижаться (в 2019-м — 2168, в 2020-м — 1639, в 2021-м — 2095).
Статистика нам демонстрирует нарастание поляризации социальных групп в ситуации открытости и доступности информации и развитие социального конфликта в соответствии с законами, описанными Л. Козером и Р. Дарендорфом.
Для решения проблемы конфликтного взаимодействия «врач-пациент» перспективным представляется изучение социальных представлений каждой социальной группы друг о друге. Социальные представления как специфический способ понимания и коммуникации могут как облегчат взаимодействие, так и препятствовать ему.

Цель

Изучение противоречий в социальных представлениях о «реальном-идеальном враче» и «реальном-идеальном пациенте» в социальных группах врачей и пациентов.

Материалы и методы

В данной исследовательской работе применялся метод свободных ассоциаций, который относится к малоструктурированным методам. Социальным группам "Врачи" (77человек) и "Пациенты" (68 человек) было предложено дать 5 ассоциаций на понятия "идеальный врач", "реальный врач", "идеальный пациент", "реальный пациент". Наиболее чаксто встречающиеся ассоциации являются самыми характерными для социального представления и называются в первую очередь входят в ядро социальных представлений и составляют концептуальные основы мнения опрашиваемых о феномене.

Результаты

В структуре социальных представлений врачей ядро понятий составляют качества: «пациент» - нудный, беспокойный, растерянный, злой, плаксивый, безответственный, послушный, требующий, аккуратный, понимающий, требующий, аккуратный, понимающий, приветливый, контактный, наглый, больной
«Идеальный пациент»- приветливый, контактный, спокойный, выздоравливающий, послушный, понимающий, ответственный, любознательный, щедрый, внимательный.
«Врач»: интеллигентный, образованный, аккуратный, чуткий, внимательный, опытный, ответственный, доброжелательный. "Идеальный врач» - образованный, доброжелательный, опытный, интеллигентный, внимательный, чуткий, ответственный, начитанный.
У пациентов ядро представлений составляют следующие качества: «пациент»- аккуратный, ведомый, послушный, веселый, ворчливый, грустный, изможденный, исполнительный, надоедливый, страдающий, требующий, тревожный, отзывчивый, рассудительный, нудный.«Идеальный пациент»- послушный, вежливый, доброжелательный, добрый, здоровый, некурящий, непьющий, уравновешенный, спокойный
«Врач»: адекватный, внимательный, грамотный, образованный, добрый, злой, раздражительный, опытный, ответственный, тактичный, вежливый.
«Идеальный врач»: адекватный, аккуратный, внимательный/заинтересованный, добрый, заботливый, опытный, самоотверженный, бескорыстный, вежливый, так-
тичный, надежный, заслуженный.

Обсуждение

Представления врачей о реальном и идеальном пациенте противоречивы. В них присутствуют противоположные характеристики: «ответственный - безответственный», «беспокойный - спокойный», «больной-выздоравливающий», «послушный - требующий», они составляют источник противоречия в конфликте ожиданий врача и препятствует конструктивному взаимодействию врача с пациентом. Совпадения в качествах «понимающий», "контактный» может стать предпосылкой для конструктивного взаимодействия врача и пациента. Подтверждает идею о конфликте ожиданий и то, что «Идеальный пациент» наделен в представлении врача положительными качествами: ответственный, приветливый, послушный, понимающий, контактный.
То, что источник конфликтности во взаимодействии врача и пациента находятся в области их коммуникации, подтверждает и тот факт, что пациенты в своих представлениях о враче включают профессиональные качества при отрицательных коммуникативных качествах: «злой» и «раздражительный».
В обеих социальных группах имеются схожие представления об идеальном враче и идеальном пациенте. Однако в представлениях врачей об «Идеальном враче» прослеживается преобладание профессиональных качеств (опытный, образованный, начитанный), в то время как в образе «Идеального врача» у пациентов преобладают коммуникативные качества (внимательный, вежливый, чуткий, добрый, заботливый). Несовпадение социальных представлений и ожиданий как со стороны врача так и со стороны пациента может стать благоприятной почвой для развития конфликтного взаимодействия. Исследование наглядно показывает запрос ос стороны пациентского сообщества на развитие коммуникативных качеств медицинского персонала, а также необходимость формирования положительного образа врача со стороны государства и общества.

Выводы

Результаты исследования подтверждают наличие конфликта ожиданий в основе которого лежит противоречие в социальных представлениях врачей и пациентов.
Негативное восприятие пациента врачом является основой для неконструктивного взаимодействия, ожидание от пациента негативных эмоций, что может предопределить весь процесс коммуникации. Представления пациентов о том, что врач злой, раздражительный и агрессивный (идеальный образ «добрый» и «внимательный») препятствует адекватному взаимодействию пациента с врачом. Наличие положительных качеств «приветливый», «понимающий», «контактный» в представлениях врача об «Идеальном пациенте» и «Пациенте» может стать предпосылкой для конструктивного взаимодействия врача с пациентом даже в условиях объективных противоречий.

Тема: Коммуникативные навыки
Татьяна Помыткина

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: