Конференции / Круглый стол по общению в медицине "Что приоритетнее Доверие или Результаты? «Вам шашечки или кататься?»" / Типичные конфликтные ситуации на приеме у педиатра: прогнозирование и конструктивное решение.

Типичные конфликтные ситуации на приеме у педиатра: прогнозирование и конструктивное решение.

Автор(ы): Герасимова А.М., Комарова О.В.

Город: Москва

Учреждение: НМИЦ здоровья детей МЗ РФ

Актуальность

Известно, что одним их значимых условий профессиональной деятельности педиатра является качественное взаимодействие с родителями, в том числе, умение прогнозировать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения.

Цель

Для определения содержания программы психолого-педагогической подготовки педиатров в области прикладной конфликтологии изучить типичные трудности в общении с родителями на приеме у педиатров.

Материалы и методы

Анкетирование молодых врачей (30 чел.) и специалистов с опытом работы более 10 лет (30 чел.) ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

Результаты

Согласно проведенному анкетированию в качестве проблемных ситуаций для педиатров вне зависимости от стажа работы выступают: нарушение социальных правил, порядка и условий оказания субъектами лечебного процесса (родитель, ребенок, специалист) – 30%, коммуникативные трудности в связи с различием социокультурных норм – 27%, низкая готовность взрослых к выполнению рекомендаций специалистов (отказ, избирательность) – 25%, сообщение тяжелого диагноза – 10%, нарушение прав ребенка, в т.ч. жестокое обращение – 5%, своеобразное поведение – 2%.
Разнообразие и уникальность проблемных ситуаций, возникающих в ходе практической деятельности, нередко вызывают у специалистов вопросы, связанные со способами самоподдержки и профилактики эмоционального выгорания (80%).

Обсуждение

В соответствии с изложенными выше потребностями педиатрической практики и научно-методическими основами проблем общения в качестве важного направления психолого-педагогической подготовки педиатров должны выступать аспекты организации взаимодействия специалистов с родителями пациентов детского возраста. Необходимо обсудить базовые правила поведения при установлении первого контакта с родителем, типичные трудности в общении с родителями пациентов и приемами их конструктивного преодоления. На практических занятиях следует подробно рассмотреть особенности общения с родителями, находящимися в ситуации острого стресса, с признаками нарушения личности, асоциальной направленностью и подозрениями на жестокое обращение с ребенком. Особое внимание необходимо уделить признакам эмоционального выгорания и доступным средствам самопомощи в устранении симптомов переутомления, эмоционального стресса, профессиональных деструкций.
Согласно определенным нами направлениям психолого-педагогической подготовки медицинских работников была разработана программа тренинга. Она рассчитана на обучение специалистов с различным стажем работы и предполагает совершенствование компетенций от теоретических основ к умениям и овладению практическими навыками. Это способствует повышению качества профессиональной деятельности при снижении эмоциональных и личностных затрат специалистов, а также формированию положительного имиджа медицинского учреждения.

Выводы

В качестве перспектив данной работы считаем необходимым углубление тематики направлений психолого-педагогической подготовки с учетом специфических практических задач педиатрической практики (в том числе, коммуникации с родителями пациентов, находящихся на паллиативном лечении, до и после трансплантации, в случае пренебрежительного отношения к лечению тяжелобольного ребенка, в чрезвычайной ситуации).

Тема: Коммуникативные навыки
Александра Герасимова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: