Автор(ы): Лопатин З.В.
Город: Москва
Учреждение: ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России
Актуальность
Проектирование образовательных программ специалитета и ординатуры требует от преподавателей и методистов соблюдения требований ФГОС. На данный момент образовательные стандарты укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" содержат коммуникативную компетенцию только в части универсальной компетенции, что снижает значимость навыков общения с пациентом и взаимодействия в команде.
Цель
Изучить место коммуникативной компетенции в структуре образовательных программ высшего образования.
Материалы и методы
Анализ федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 3++ по программам ординатуры по 38 специальностям, а также по программам специалитета по специальностям Лечебное дело и Педиатрия.
Результаты
Коммуникативные навыки являются профессиональной компетенцией для специалистов, осуществляющих клиническую практику, что в недостаточной степени отражено в документации, регламентирующей образовательную деятельность по «клиническим» специальностям в ординатуре и специалитете.
Подготовка медицинских кадров осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных нормативных правовых актов Минобрнауки России и Минздрава России, а также с учетом профессиональных стандартов, которые утверждаются Минтрудом России и мнения представителей работодателя. Кроме того, лицензирующим органом, Рособрнадзором, также предъявляются требования к программам их содержанию. Сопоставление большого количества регламентирующих документов - уже не простая задача, поэтому указать на этапе разработки программы все детали реализации не всегда представляется возможным. Это приводит к тому, что для облегчения методической работы часть дисциплин и формат их реализации «упрощается».
Обсуждение
В результате анализа федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 3++ по программам ординатуры по 38 специальностям, а также по программам специалитета по специальностям Лечебное дело и Педиатрия отмечается, что коммуникативная компетенция относится к группе универсальных компетенций. В профессиональных стандартах, которые являются источником и основополагающим документом для формирования профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся, имеется указание на необходимые знания методик сбора жалоб и анамнеза у пациентов, трудовые функции сбора жалоб, анамнеза жизни у пациентов, а также консультация пациентов по вопросам лечебного и здорового питания, что косвенно требует формирования коммуникативной компетенции как профессиональной компетенции.
Выводы
При проектировании образовательных программ высшего образования следует уделять внимание месту и подходам к формированию коммуникативной компетенции в матрице компетенций и рабочих программ дисциплин. Методически обоснованным является формирование компетенций у будущих специалистов по принципу от универсальных к профессиональным, поэтому представляется целесообразным формировать навыки коммуникации как в рамках базовых дисциплин, так и специальных.
Захар Лопатин
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.