Автор(ы): Н.В. Самойленко
Город: Online
Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет"
Актуальность
Приоритетным направлением в общении врача и пациента определена «модель взаимного участия, то есть равноправное партнерство» (министр здравоохранения РФ М. Мурашко на лекции для студентов медицинских и фармацевтических факультетов по вопросам вовлечения пациентов в безопасное оказание медицинской помощи от 20.09.2023 г.). Пациент-ориентированность при оказании медицинской помощи предполагает равноправное партнерство между врачом и пациентом и признано во всем мире, как одно из условий обеспечения ее высокого качества.
Цель
Изучить представления выпускников лечебно-профилактического факультета о пациентах как показатель их готовности к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи.
Материалы и методы
Для изучения представлений выпускников о пациентах был применен психосемантический подход. Основным методом выступил биполярный личностный семантический дифференциал (В.П. Серкин, 2008), вспомогательным методом применялась проективная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» (И.Ю. Маргошина, 2016). В исследовании приняли участие студенты лечебно-профилакического факультета Уральского государственного медицинского университета г. Екатеринбург.
Результаты
В представлениях выпускников о пациентах доминируют (доля объяснимой дисперсии 47%) характеристики, указывающие на аффективную, эмоциональную нестабильность пациентов – грубый (0,82), несправедливый (0,79), эгоистичный (0,76), раздражительный (0,69), интуитивный (0,69), одинокий (0,67), враждебный (0,65), возбудимый (0,60), напряженный (0,59), скрытый (0,59), нерешительный (0,57). Большей доле будущих врачей (54%) на завершающем этапах обучения свойственно проявление во взаимоотношениях с пациентом доминантной (директивной, авторитарной) позиции, а это склонность к принуждению пациента принимать те паттерны поведения, мышления и эмоционального реагирования, которые будущий врач считает «правильными».
Обсуждение
Выявленные и статистически обоснованные эмпирические факты позволяют сделать вывод, что взаимодействие с пациентом с данными характеристиками является для выпускника источником стресса, будет неосознанно направлено не на оказание ему медицинской помощи, а на «защиту» от пациента, проявляющуюся в доминировании, обесценивании, авторитарности, угождении пациенту, проявлении опеки, вытеснении неприятных эмоций, связанных с ним, имплицитно наделенным негативными характеристиками и вызывающим отрицательные эмоции. Доминантная позиция во взаимоотношениях с пациентом исключает ситуацию совместного принятия решения о ходе лечения, методах и пр., а также возможности для пациента нести ответственность за состояние своего здоровья, что предполагает равноправное партнерство и пациент-ориентированность при оказании медицинской помощи. Также доминантная позиция предполагает установление жестких рамок в общении с пациентом, что прямо взаимосвязано с конфликтными взаимоотношениями и отрицательными оценками себя и пациента.
Выводы
Проведенное исследование демонстрирует не готовность выпускников к реализации модели взаимного участия, то есть равноправного партнерства между врачом и пациентом, которое проявляется в ее пациент-ориентированности. Результаты исследования порождают вопросы, которые могут определить направленность дальнейших исследований в этой области. Например, чему и как обучать студентов медицинских вузов, чтобы обеспечить их готовность к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи?
Надежда Самойленко
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.