Автор(ы): Мутигуллина А.А.
Город: Казань
Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Актуальность
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью реализации в образовательном процессе подготовки ординаторов приоритетов национального проекта "Здравоохранение" – формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих. За частую молодые врачи в первые годы работы сталкиваются с коммуникативными трудностями при общении с пациентами, родственниками тяжелобольных пациентов. У многих возникает коммуникативный барьер при построении беседы, организации школ здоровья пациентов, санитарно-просветительских мероприятий.
Цель
Нашей целью является формирование у ординаторов коммуникативных навыков общения с пациентами и родственниками пациента с целью повышения эффективности лечебного и реабилитационного процессов.
Материалы и методы
Построение образовательного процесса по дисциплине "Педагогика" для ординаторов включает в себя освоение двух модулей: Основы педагогики и методика профессионального образования, и Медицинская педагогика. Изучение дисциплины спроектировано за счет поэтапного формирования педагогических навыков, необходимых для реализации универсальных компетенций, которыми должны обладать ординаторы- это готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Для эффективности формирования данных компетенций, обучающий процесс спроектирован по принципу последовательности, системности и практико-ориентированности. Подача материала осуществляется через призму практического применения данных знаний и умений ординаторами в условиях поликлиник и стационаров. Рассматриваются подходы применения современных технологии образования, сущность данных методов и их применение в системе медицинского образования, а также в практической деятельности врача. Особое внимание уделяется для изучения темы: Педагогическое взаимодействие, структура педагогического общения. Ознакомив ординаторов в основными понятиями по данной теме, переходим к разбору педагогических ситуаций "Особенности педагогического общения в вузе". Тема "Общение" рассматривается нами и с аспекта умения осуществлять процесс взаимодействия в коллективе. Изучаем стили руководства, особенности деятельности руководителя в коллективе. Второй модуль, посвящен овладению ординаторами навыков готовности к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих. На занятиях освещаются вопросы: просветительская работа врача, педагогические подходы к формированию навыков здорового образа жизни, педагогические принципы взаимодействия в триаде: врач, пациент, медицинская сестра. Аспекты превентивной, профилактической медицины, были и остаются перспективными направлениями деятельности практикующего врача. Компетенции по проектированию занятий, выбору методов и подходов проведения занятий, сформированные в первом модуле, составляют основу для моделирования занятий школ здоровья,профилактических мероприятий, организации индивидуальной беседы с пациентом. На практических занятиях, в процессе организованной ролевой игры, ординаторы выступают в роли педагога и демонстрируют коммуникативные навыки общения с пациентом, умения обучать и воспитывать пациентов навыков формирования здорового образа жизни, с учетом специфики обучения взрослых и т.д.
Результаты
Данный подход построения образовательного процесса при изучении дисциплины "Педагогика" практикуется нами на кафедре более пяти лет. Общая концепция приняла одобрение и со стороны преподавательского состава, и вызывала интерес со стороны ординаторов, так как компетенции, формируемые на дисциплине, позволяют повысить уровень профессиональной компетентности будущего специалиста при работе, как со студентами, так и при работе с пациентами. Моделирование практических занятий с применением игровых имитационных методов обучения позволяет формировать профессиональные и коммуникативные компетенции, необходимые для работы в практическом здравоохранении.
Выводы
С целью повышения эффективности формирования коммуникативных навыков у ординаторов при изучении дисциплины "Педагогика" целесообразно спроектировать образовательный процесс по средствам применения не имитационных и имитационных методов обучения с учетом принципов последовательности, системности и практико-ориентированности Проведение занятий в формате ролевых и деловых игр способствует более эффективному формированию навыков педагогического общения и общения с пациентами, ординаторы обучаются преодолевать коммуникативные барьеры.
Айгуль Мутигуллина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.