Конференции / Круглый стол по общению в медицине "Что приоритетнее Доверие или Результаты? «Вам шашечки или кататься?»" / Проблемы коммуникации в специализированной медицине: профиль "психиатрия".

Проблемы коммуникации в специализированной медицине: профиль "психиатрия".

Автор(ы): Давидов Д.Р., Москвичева А.С., Орлюк М.А.

Город: Москва

Учреждение: Университет "Синергия", медицинский факультет

Актуальность

В современном мире важное значение приобретают понятия "гуманности" и "равноправия" в различных сферах, в том числе, при оказании медицинской помощи, а также поддержание психического здоровья как поставщиков медицинских услуг, так и их потребителей. Сфера душевных заболеваний, однако, по-прежнему окружена слухами, связана с разнообразными опасениями пациентов и их родственников; кроме того, она наиболее часто подвергается стигматизации во всех аспектах. Актуальность темы подтверждается рядом зарубежных и отечественных исследований по коммуникативным навыкам, в том числе, при оказании медицинской помощи по профилю "психиатрия".

Цель

Целью исследования стало изучение проблем, возникающих при коммуникации среднего и младшего медицинского персонала и когнитивно-сохранного пациента при оказании специализированной медицинской помощи по профилю "психиатрия", оценка удовлетворенности медицинского персонала и пациентов результатом коммуникативного взаимодействия (получение информации или требуемой услуги) в стационарных условиях оказания медицинской помощи.

Материалы и методы

При проведении исследования использовались анкетные формы, разработанные авторами лично. Итоговые варианты анкет были утверждены локальным этическим комитетом клинической психиатрической больницы. Формулировки вопросов и их последовательность были максимально приближены в бланках, заполняемых медицинским персоналом и пациентами.
После факта коммуникативного взаимодействия при оказании медицинской помощи/медицинской услуги пациенту и сотруднику из числа среднего/младшего медицинского персонала, участвовавшим в коммуникативном акте, было предложено заполнить анкетные формы в отделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях. Всего было заполнено и обработано 100 анкет для среднего медицинского персонала, 100 - для младшего медицинского персонала, 200 - для когнитивно-сохранных пациентов. При проведении исследования обязательным требованием было сохранение анонимности для обоих сторон, принявших участие в исследовании.

Результаты

Авторам исследования удалось выявить 2 основные коммуникативные проблемы для среднего медицинского персонала: отсутствие персонализации при взаимодействии с группами пациентов, различающимися по когнитивному статусу (то есть и к пациенту в остром психозе, и к пациенту находящемуся в пограничном состоянии применяется одна и та же коммуникативная тактика; таким образом, в первом случае контакт не удается установить в принципе, а во втором достаточно быстро развивается конфликтная ситуация) и трудности в выделении потребностей пациентов (то есть с выполнением основной задачи среднего медицинского персонала), так как из-за особенностей когнитивного статуса пациента часто оказывается трудной сама формулировка мысли или желания, а еще они могут подвергаться изменению слишком часто. Из этих двух основных проблем формируется вполне закономерный результат: пациент чувствует себя «узником» и «заложником», задачей которого является не лечение, а выживание во «враждебной среде» больницы.
Младший медицинский персонал в отделениях оказания специализированной медицинской помощи реализует задачи контроля и обеспечения режима дня пациентов и оказания помощи среднему медицинскому персоналу. При проведении анкетирования были выявлены также 2 основные проблемы. Первая связана с недостатком специальных медицинских знаний: например, при предотвращении конфликтов (что также входит в обязанности младшего медицинского персонала) желательно распознать триггер еще до того, как он приведет к развитию ситуации; младший персонал сообщил, что зачастую просто не способен предположить в обыденной ситуации или предмете тот самый провоцирующий фактор. Вторая проблема связана с нарушением субординации из-за необходимости обращения к пациенту на «ты»: это приводит к неизбежному сближению даже с когнитивно-сохранными пациентами; при наличии же минимально выраженной расторможенности (в том числе, сексуального характера, что не редкость) такое обращение приводит к интересу и взаимодействию определенного характера со стороны пациента. Младший персонал вынужден «придумывать» отговорки и способы прекратить нежелательные намеки или действия, достаточно жестко, чтобы остановить развитие ситуации, но и достаточно мягко, чтобы не обидеть пациента, ухудшив его психическое состояние.

Основной проблемой пациента, согласно анкетированию, стало пребывание в режимном учреждении, оказывающим медицинскую помощь по профилю «психиатрия». Помимо самого факта душевной болезни и пребывания на стационарном лечении (что является достаточным психотравмирующим фактором), пациент оказывается в условиях совершенно новой для него реальности, которая требует значительного взаимодействия и помощи со стороны персонала учреждения для быстрой и успешной адаптации пациента, а, следовательно, возможности перейти к терапевтическим мероприятиям.

Обсуждение

Проведенное исследование было направлено на оценку эффективности коммуникативного взаимодействия при оказании медицинской помощи по профилю «психиатрия» между средним и младшим медицинским персоналом и пациентами стационара. Выявленные трудности далеко не исчерпывают список проблем, вскрывающихся при опросе врачебного персонала, родственников пациентов и других заинтересованных лиц. Однако даже на этом этапе можно сказать, что психологическая помощь при оказании специализированной медицинской помощи (в том числе по профилям «наркология», «фтизиатрия» и др.) должна быть направлена не только на терапию по основному профилю заболевания пациента, но и на ускорение его адаптации и создание максимального психологического комфорта при пребывании в стационаре особого типа; кроме того, поддерживающая терапия и тренинги по коммуникации должны стать частью рутинной практики всех специалистов, оказывающих помощь «трудным больным» с целью, в том числе, сохранения кадрового состава.

Выводы

На наш взгляд, необходимо продолжить и расширить аналогичные исследования при оказании специализированной медицинской помощи.

Тема: Коммуникативные навыки
Давид Давидов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: