Тренинг для парамедиков по навыкам оказания первой помощи

Автор(ы): Кемелова Г.С., Аимбетова Д.Б., Тимахович М.В., Сапарова А.С., Идрисова Г.К.

Город: Караганда, Республика Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский Университет Караганды», Центр симуляционных и образовательных технологий

Актуальность

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (РК) за последние 3 месяца 2022 года на предприятиях страны пострадало 313 человек, из них 47 погибли, что составляет 15%. Производственный травматизм занимает второе место в структуре заболеваемости. На территории Казахстана расположено большое количество предприятий, занимающихся добычей природных минералов, руды, угля и т.п. При возникновении чрезвычайной ситуации на предприятии, связанной с угрозой здоровью сотрудников приезд бригады скорой помощи и оказание неотложной медицинской помощи может быть затрудненно, например в шахтах или высотках. Карагандинская область является самым крупным промышленным регионом и имеется достаточно много предприятий с повышенным риском для здоровья трудящихся, где производственный травматизм не является исключением. Часто при несчастных случаях можно было бы избежать гибели работника при оказании своевременной помощи. Так, Министерством здравоохранения РК в декабре 2020 года были актуализированы «Правила обучения граждан Республики Казахстан навыкам оказания первой помощи», регламентирующие обучение парамедиков с применением симулированных технологий. В Центре симуляционных и образовательных технологий (Центр) НАО «Медицинского университета Караганды» (НАО МУК) разработана программа обучения для парамедиков. Парамедиками являются лица без медицинского образования, прошедшие соответствующую подготовку по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Обучение парамедиков является стратегически важным для руководителей предприятий, заботящихся о здоровье трудящихся, так как именно они могут спасти жизнь своим коллегам до приезда скорой помощи. При возникновении критической ситуации оказание неотложной помощи в первые минуты позволяют спасти жизнь пострадавшим и избежать последствий несвоевременного оказания помощи.

Цель

Цель - описание программы обучения парамедиков навыкам оказания первой доврачебной помощи.

Материалы и методы

Материалами и методами послужили учебно-методические материалы (рабочая учебная программа, контрольные средства измерения) и результаты анкет обратной связи парамедиков, прошедших тренинги в Центре НАО МУК.

Результаты

В Центре с 2012 года осуществляется обучение парамедиков по программе «Навыки оказания первой неотложной помощи» в объеме 36 академических часов за 3 дня. Лекционный материал предоставляется слушателям для самостоятельного изучения до начала тренинга в электронной версии. В целом объем практических занятий составляет 80% от общего количества академических часов тренинга и 20% академических часов составляет самостоятельная работа парамедиков под руководством преподавателя. В первый день парамедики изучают технику проведения базовой сердечно-легочной реанимации у взрослых и детей (BLS). Во второй день изучаются основные принципы оказания первой помощи при травмах в сочетании с внезапной остановкой сердца (PHTLS). В третий день осваиваются навыки оказания неотложной помощи при сочетанных травмах, кровотечения, ожоги, укусы, ЗЧМТ и судорожном синдроме. Обучение с применением симуляционных технологий осуществляется в смешанном варианте - в симуляционном центре или непосредственно на рабочем месте парамедиков. При обучении на базе симуляционного центра преподаватели создают атмосферу критической ситуации с использованием клинического сценария, которая может возникнуть с учетом специфики предприятия, то есть для сотрудников горнодобывающих предприятий имитируются завалы и обрушения и т.п. Для обучения навыкам неотложной помощи в команде применяются высокотехнологичные тренажеры способные воспроизводить любое неотложное состояние пациентов согласно заданному сценарию. Парамедики как индивидуально, так и в команде должны оказать неотложную помощь пострадавшим до приезда скорой помощи и спасателей. Каждый клинический сценарий завершается дебрифингом с выявлением ошибок, допущенных парамедиками при оказании первой помощи. Парамедикам предоставляется возможность многократного повторения навыков на тренажерах до автоматизма. Обратная связь слушателей тренинга показала, что время, затраченное на изучение практических навыков, использовалось максимально эффективно, применяемые симуляторы способствуют формированию навыков неотложной помощи и развивают стрессоустойчивость, моральную подготовленность к различным критическим ситуациям и повышают ответственность за жизнь и здоровье сотрудников. По отзыву одного из слушателей на производстве при остановке сердца у коллеги, обученные парамедики не растерялись и смогли слаженно согласно алгоритму оказать предельно допустимую помощь до приезда медицинских работников. При этом данный парамедик отметил, что немедленная и своевременная реакция работников позволила успешно реанимировать пострадавшего. Этот случай на производстве стал толчком для осознания сотрудниками необходимости владения навыками первой помощи и повысил персональную ответственность за результаты обучения.

Обсуждение

Обучение парамедиков навыкам оказания неотложной помощи является необходимостью, поэтому данное направление поддерживается на государственном уровне. Для снижения рисков потери сотрудника вследствие производственного травматизма тренинги по обучению навыкам первой помощи рекомендуется проводить на регулярной основе. Обратная связь слушателей семинара способствует улучшению образовательного процесса путем выявления слабых сторон тренинга. Обучение парамедиков с применением симуляционных технологий оказывает положительное влияние на выживаемость приобретенных навыков. Парамедики отмечают актуальность изучаемых тем и благоприятную атмосферу в симулированных условиях, позволяющие осваивать навыки неотложной помощи без стресса для слушателей.

Выводы

Таким образом, парамедики отметили ценность тренинга по неотложной помощи. Обучение на манекенах значительно улучшает освоение материала и способствует автоматизации алгоритма при многократном повторении навыка, а также повышает уверенность в своих силах быть готовым прийти на помощь к пострадавшим в реальной критической ситуации.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Гульшат Кемелова

Поиск путей повышения роли симуляционного обучения в формировании профессиональных компетенций обучающихся

Автор(ы): Горох О.В.

Город: Нижний Новгород

Учреждение: Приволжский исследовательский медицинский университет

Актуальность

Одним из главных показателей качества подготовки специалиста медицинского профиля остается степень его практической компетентности. На рынке медицинских услуг при выборе специалиста предпочтение отдается кандидатам, показывающим высокую степень практической подготовки на фоне добротных теоретических знаний, умеющим работать в команде и способным к лидерству. Именно поэтому перед образовательными организациями ставится вопрос высококачественной подготовки специалистов с позиций компетентности, системности, непрерывности и практической ориентированности обучения. Отчетливо определяется недостаточность качественного обучения, которое в основном носит теоретический характер с оценочными методами в виде тестов и собеседования по основным темам дисциплин. Возникает необходимость не только и не столько углубления знаний по специальности, сколько развитие и совершенствование практических навыков. Основой практической подготовки безусловно зарекомендовало себя симуляционное обучение, которое в освоении ряда специальностей является незаменимым направлением практико-ориентированного обучения. Именно симуляционные технологии позволяют гарантированно освоить, развить и совершенствовать те или иные практические навыки. Актуальным является не только первичное освоение навыка, а именно его развитие на разных этапах обучения и разных уровнях сложности.

Цель

поиск методических подходов повышения роли симуляционных технологий в практико-ориентированном обучении, основанных на принципах приоритетности, самостоятельности, элективности и индивидуальном подходе к обучению, с обязательной востребованностью результатов обучения практической деятельностью обучающихся.

Результаты

В Приволжском исследовательском медицинском университете разработана учебная программа сквозного симуляционного обучения по специальности анестезиология и реаниматология «Практическая подготовка по анестезиологии-реаниматологии и неотложной медицинской помощи». В основу программы положен принцип системности и непрерывности обучения с использованием симуляционых технологий и их сочетания с клиническими формами обучения, дающими возможность формирования индивидуальных траекторий с учетом, в том числе психологических факторов обучения. Программа реализуется путем проведения симуляционных занятий на различных уровнях обучения в объеме 72 часов. По программе обучаются студенты 1-6 курса специалитета, клинические ординаторы 1-2 года обучения по специальности анестезиология и реаниматология. Для реализации программы создан факультатив «Академия АиР», предусматривающий 4 уровня обучения.
Уровень обучения I: специалитет, 1-2 курс
«Навыки оказания первой помощи», работа в команде
Уровень обучения II: специалитет, 3-4 курс
«Первая врачебная помощь (основы анестезиологии, реаниматологии и неотложной помощи)», работа в команде, формирование лидерских качеств
Уровень обучения III: специалитет, 5-6 курс, ординатура 1 курс
«Базовые навыки анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии, неотложной медицинской помощи», работа в команде, формирование лидерских качеств
Уровень обучения IV: специалитет 6 курс (выбравшие специальность анестезиология-реаниматология), ординатура 1-2 курс по специальности А-Р
«Специальные профессиональные практические навыки по анестезиологии, реаниматологии и интенсивной терапии», использование высокореалистичной симуляции, командного тренинга, формирования профессионального лидерства.
Факультатив внесен в учебный план университета.

Выводы

Разработанный методический подход в виде симуляционного практико-ориентированного сквозного обучения по специальности позволяет сформировать устойчивые практические навыки, повысить уровень самостоятельного освоения универсальных практических навыков в симулированных условиях, формировать индивидуальные траектории обучения и осуществлять преемственность сложности освоения практических навыков на 4 уровнях обучения.
Данный формат симуляционного обучения предусматривает возможность расширения тематического плана занятий за счет включения модулей по различным специальностям для формирования специальных практических навыков.
Реализация программы симуляционного обучения в рамках факультатива дает реальную возможность внедрения симуляционных циклов/курсов в учебные планы образовательной организации.
Именно сквозное освоение практических навыков в симулироанных условиях через весь срок обучения с соблюдением принципа спиральности способствует формированию устойчивых практических навыков, и тем самым способствует повышению уровня профессиональной компетентности и личностного рейтинга выпускника вуза в практическом здравоохранении.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ольга Горох

Симуляционное значение критериев S.A. Schoufeld для диагностики синдрома жировой эмболии

Автор(ы): Измайлов Е.П., Гранкин И.О.

Город: Самара

Учреждение: ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, ГБУЗ «СГКБ №1 им. Н.И. Пирогова

Актуальность

Синдром жировой эмболии (СЖЭ)является одним из осложнений в травматологии и политравме, особенно при переломах трубчатых костей. При развитии этого синдрома летальность может достигать от 10 до 36 % и зависят от тяжести травмы. Диагностика СЖЭ сложна и не всегда проводится своевременно. Очень важно диагностировать ранние признаки осложнения для проведения эффективного его лечения.

Цель

Цель исследования – применить критерии S.A. Schoufeld для диагностики СЖЭ в клинической практике с точки зрения внедрения в симуляционную систему обучения.

Материалы и методы

За период с 2018 по 2021 год в отделении травматологии ГБУЗ «СГКБ №1 им. Н.И. Пирогова проведено оперативное лечение 9919 больных с переломами трубчатых костей и таза. Больным выполняли операцию – накостный остеосинтез по стандартным технологиям, 84 пациентам проведено эндопротезирование тазобедренного сустава, 8 – эндопротезирование коленного сустава. Диагноз СЖЭ ставился по диагностическим критериям СЖЭ S.A. Schoufeld, включающим семь клинических признаков (каждому признаку ставился 1 балл): петехиальная сыпь, диффузная инфильтрация легких при рентгенологическом исследовании, гипоксемия, лихорадка (>38°С), тахикардия (>120 в минуту), тахипноэ (>30 в минуту), нарушения сознания. Если количество баллов было более 5 и более, то диагноз СЖЭ подтверждался. Все пациенты с подозрением на жировую эмболию переводились в отделение реанимации и интенсивной терапии. По критерию проведения ранней диагностики СЖЭ и применению специфического лечения больные разделены на 2 группы. Первую группу составили пациенты, оперированные в период с 2018 по 2019 год (5564) в которой проводилась стандартная диагностика и лечение СЖЭ при его возникновении. Во вторую группу включены 4355. больных, оперированные в период с 2020 по 2021 годы, которым проводилось диагностика по критериям S.A. Schoufeld, в схеме лечения использовались липостабил, 90% алкоголь на 5% растворе глюкозы, гепасол А.

Результаты

По критериям S.A. Schoufeld клинические признаки СЖЭ выявлялись у 19 (0,19%) больных (петехиальная сыпь - 11 (57,89%), диффузная инфильтрация легких при рентгенологическом исследовании - 9 (47,37%), гипоксемия - 13 (68,42%), лихорадка (>38°С) - 9 (47,37%), тахикардия (>120 в минуту) -12 (63,16%), тахипноэ (>30 в минуту) -5 (26,32%), нарушения сознания - 11 (57,89%). СЖЭ выявлен у 19 (0,19%) пациентов у 11 (0,2%)– в первой группе и 8 (0,18%) во второй. У всех больных СЖЭ развился в сроки от 12 до 72 ч после травмы. Длительность латентного периода составила менее 12 ч у 5 (25%) пациентов, от 12 до 24 ч - у 9 (37,5%), от 24 до 48 ч - у 3 (25%), от 48 до 72 ч - у 2 (12,5%). Послеоперационная летальность – 8 (0,08%). Летальность от жировой эмболии 2018 год – 1, 2019 год – 5, 2020 год – 1, 2021 год – 1 больной.

Выводы

Таким образом, в первый период от СЖЭ умерло 6 (0,11%), во второй 2 (0,05%) пациентов. Однако, в первый период из 11 пациентов с СЖЭ умерло 6 (54,54%), а во второй из 8 умерло 2 (25%). Применение диагностических критериев S.A. Schoufeld для ранней диагностики СЖЭ позволило начать проведение эффективного лечения в ранние сроки и добиться снижения летальности в 2 раза, что является основанием включения их в систему симуляционного обучения.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Ольга Смирнитская

Соревнования по экстренной медицине для бригад экстренного реагирования - необходимость, продиктованная реалиями нашего времени.

Автор(ы): Чурсин А.А., Подопригора А.В., Боев Д.Е., Ловчикова И.А., Сахарова О.П., Сергеева О.С., Боев С.Н., Журомская А.А.

Город: Воронеж

Учреждение: ФГБОУ ВО "ВГМУ им. Н.Н. Бурденко"

Актуальность

Проводимые с 2015 года соревнования по экстренной медицине для бригад экстренного реагирования являлись, с одной стороны, своеобразным обучением «in situ», по сути - профессиональным аудитом компетентности навыков и действий в реальной обстановке, а с другой стороны, для сотрудников кафедры симуляционного обучения - сбором уникального материала, используемого в дальнейшем в симуляционной подготовке обучающихся. Проводимый анализ грубых ошибок, ошибок и недочетов при оказании экстренной медицинской помощи явился явился причиной проведения коррекции учебных программ.

Цель

Эти соревнования проводились на городском уровне уже в течение 7 лет, но реалии нашего времени заставили организаторов расширить эти состязания до областного уровня и превратить их не только в аудит компетентности навыков, но и преобразовать формат в массовый тренинг при ЧС.

Результаты

Всего в конкурсном отборе участвовали 45 команд от экстренных медицинских служб из всех районов Воронежской области, со всех подстанций Воронежской станции скорой медицинской помощи скорой помощи и команда Воронежского областного клинического центра медицины катастроф.
В финал вышли 15 команд города и области. В 2022 году, учитывая семилетний опыт проведения соревнований, задача значительно усложнилась. Участники соревнований должны были пройти «Марафон экстренной медицинской помощи», включающий следующие испытания: эвакуация пострадавшего мотоциклиста с тяжелой политравмой с места аварии и транспортировка раненого, оказание экстренной медицинской помощи ребенку грудного возраста на пожаре, реанимационные мероприятия ребенку при утоплении, экстренная медицинская помощь при тяжелой анафилаксии, включавшая в себя квалифицированное освобождение и поддержание проходимости дыхательных путей и проведение комплекса расширенной сердечно-легочной реанимации на симуляторе. Особенностью данных состязаний было введение в регламент этапа: «Оказание ЭМП при чрезвычайной ситуации (ЧС)» с проведением последующего дебрифинга.

Обсуждение

При составлении ситуационной задачи мы ориентировались на реалии современной обстановки и использовали опыт работы Учебной виртуальной клиники и Кафедры симуляционного обучения. Мы создали имитацию террористического акта на приграничной с местом проведения СВО территории. Роль пострадавших, как и на всех проводимых нами тренингах и соревнованиях, играли тьюторы, студенты старших курсов, принимающие активное участие в симуляционной подготовке обучающихся, члены Университетской команды по оказанию ЭМП. Участникам соревнований было известно только о самом факте этапа, на котором использовалось штатное оснащение автомобиля бригады экстренного реагирования. Для повышения степени реалистичности происходящего использовались имитаторы повреждений, искусственная кровь, грим. Оценивали этот конкурс, судьи, но в первую очередь, тьюторы выступающие в роли "пострадавших" с множественной минно-взрывной травмой.

Выводы

Следует отметить, что на состязаниях этого года гораздо реже встречались ошибки, характерные для соревнований 2015-2021 годов, таких, как отсутствие оценки опасности, необоснованный отказ от инфузионной терапии. Кроме того, театрализованное представление данного этапа своей зрелищностью и неизбежным благополучным исходом (в отличие от реальной жизни) укрепило положительную мотивацию как у конкурсантов, так и у болельщиков к повышению профессиональной квалификации и к профессии в целом.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Первая помощь в медицинском образовании

Автор(ы): Акопян Ж.А., Грибков Д.М., Шубина Л.Б., Щербакова Л.Н., Бондаренко И.П.

Город: Москва

Учреждение: ФФМ МГУ им. М.В. Ломоносова

Актуальность

Существует необходимость создания всех условий для активного оказания первой помощи широкими слоями населения. В настоящее время обучение этим навыкам ведётся разрозненно и бессистемно. Считается, что любой медицинский работник, без какой-либо дополнительной подготовки, может обучать навыкам первой помощи. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев это не так, поскольку медицинские специалисты целенаправленно обучаются оказанию медицинской помощи с использованием штатного оснащения в составе команды других медиков. Комплекс же мероприятий по оказанию первой помощи не предполагает такого оснащения и обязательного присутствия коллег, а, следовательно, требует специальной подготовки к таким ситуациям. Так же, важным условием качественного обучения является приоритет преподавательских компетенций (как обучаем) над контентными (чему обучаем), который, к тому же, постоянно меняется. Одним из ключевых направлений решения этой проблемы является нормирование обучения навыкам первой помощи на уровне законодательства, а также выстраивание процессов медицинской подготовки в соответствии с новым законодательством.
Первым шагом в решении проблемы было четкое отделение «первой помощи» от «медицинской помощи в экстренной и/или неотложной формах». Следующим шагом должно стать выделение в образовательных программах медицинских специалистов (бакалавров) отдельной темы, а лучше дисциплины «Первая помощь». И, наконец, заключительным шагом будет синхронизация программ обучения в медицинских образовательных организациях с рекомендованными программами по первой помощи и подготовке преподавателей первой помощи.

Цель

Целью данного исследования является определение соответствия обучения навыкам первой помощи на факультете фундаментальной медицины (ФФМ) потребностям государства и современным требованиям

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели, была изучена современная нормативная и методическая база, а также проведено сравнение программ обучения на ФФМ с рекомендованными Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» по первой помощи

Результаты

В настоящий момент термин «Первая помощь (ПП)» отделен от понятия «Медицинская помощь» и регламентирован в статье 31 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Для подготовки лиц, оказывающих ПП и преподавателей ПП имеются рекомендованные Министерством здравоохранения учебно-методические комплексы, включая программы на 16 часов и 24 часа соответственно. Отдельное обучение ПП может быть просто в рамках индивидуального удовлетворения потребностей граждан и в рамках обучения по охране труда. В первом случае, обучение может быть организовано по программам дополнительного образования, при наличии образовательной лицензии, проводить которые могут любые лица, соответствующие статусу преподавателя. Во втором случае, обучение регламентируется с 1 сентября 2022 г. постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2464, в соответствии с которым, организации, проводящие подобное обучение должны быть аккредитованы и зарегистрированы в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, а преподаватель должен пройти подготовку по оказанию ПП в объеме не менее 8 часов и подготовку по программам ДПО ПК по подготовке преподавателей, обучающих приемам оказания ПП (п. 35 Постановление N 2464). В любом случае для обучения широких слоёв населения навыкам оказания ПП целесообразно пройти такое повышение квалификации.
Изучая учебные планы медицинских факультетов Российской Федерации можно увидеть, что не во всех имеется отдельная дисциплина «Первая помощь».
Обучение навыкам ПП студентов ФФМ МГУ входит в следующие дисциплины: Безопасность жизнедеятельности, Первая помощь и основы ухода за пациентом, Сестринское дело. Также на факультете имеются программы дополнительного образования «Первая помощь» и программа повышения квалификации «Инструктор первой помощи». Эти программы доступны не только для студентов ФФМ, но и для всех желающих.
На ФФМ подготовка, как студентов, так и широких слоёв населения проводится в соответствии с современными требованиями, так как имеет необходимый объём часов (не менее 16 часов для лиц, оказывающих ПП, и не менее 24 часов повышения квалификации для преподавателей ПП) и опирается на методические материалы, размещённые на портале «Всё о первой помощи», а практические занятия проходят в виде тренингов с использованием рекомендованного оснащения. Это вносит ощутимый вклад в дело систематизации подготовки широких слоёв населения навыкам оказания ПП

Обсуждение

Все темы на ФФМ реализованы через самостоятельное изучение материалов портала «Всё о первой помощи» и в виде тренингов с применением тренажеров и аптечек первой помощи в группе не более 10 человек. Дополнительно предусмотрены интерактивные презентации и тестирование. Для всех студентов через год предусмотрен формативный экзамен по ПП, в который включено четыре симуляционные станции (базовая СЛР с контролем качества компрессий, сочетанная травма с кровотечением, ситуация с проблемой дыхательных путей и закрытой травмой, ситуация с резким ухудшением состояния здоровья). Основная цель данного испытания проверка выживаемости навыков и возможность получить дополнительный опыт. По результатам испытания проводится разбор. Успешно прошедшим испытание предлагается факультативный курс «Инструктор первой помощи». Параллельно с этим, каждый год в конце мая аналогичное испытание проводится в формате добровольного экзамена для всех лиц, прошедших обучение по ПП. Подготовка инструктора растягивается во времени, неоднократно повторяется, а удостоверение о повышении квалификации в качестве инструктора ПП будет выдаваться одновременно с получением диплома о высшем образовании

Выводы

На ФФМ подготовка по ПП обеспечивает: каждому обучающемуся рекомендованный минимальный курс, при этом, не каждый медик попадает на курс «Инструктора ПП», но на него может попасть любой другой, успешно сдавший экзамен по ПП. Каждый, кто попадает на инструкторский курс, проходит его в рекомендованном объёме.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Денис Грибков

Применение инновационных материалов при оказании первой помощи

Автор(ы): Ушмаров Д.И.1, Васильев А.Г.2, Деренский М.В.1,Шокель О.Ю.1, Островская В.А.1, Белякова Я.В.1

Город: Краснодар

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Свидетели или участники событий приводящих к травматизации населения, зачастую, не имеют соответствующей подготовки и не располагают необходимым оснащением. Однако, выполнение мероприятий в объеме первой помощи, в кратчайшие сроки после происшествия способствуют более эффективному лечению в дальнейшем.
Использование интуитивно-доступных методик и инновационных средств позволяет предотвратить или нивелировать возникающие при этом ошибки. Самоклеящаяся сигнальная лента ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (ФИПС: Заявка № 2022101563/149003234 от 25.01.2022, заявитель Васильев Андрей Григорьевич) предназначена для использования в различных вариантах при оказании первой помощи.

Цель

Проведение сравнительного анализа эффективности выполнения ряда манипуляций с использованием штатных перевязочных средств (марлевого медицинского бинта) и инновационного изделия СИГНАЛЬНАЯ ЛЕНТА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.

Материалы и методы

Для сравнения были выбраны следующие манипуляции: наложение давящей повязки, иммобилизация конечности, наложение окклюзионной повязки. Исследования проводили на добровольцах с имитацией травм и повреждений с помощью аппликационных силиконовых имитаторов ранений, имитатора венозной крови (производитель - Группа компаний Виртумед, Россия). В исследовании участвовали 18 студентов I-V курсов, разделенных на пары в случайном порядке. В результате нами были сформированы две группы по три пары для оказания помощи и шестеро «пострадавших».
Группы отрабатывали выполнение вышеописанных манипуляций поэтапно. Одна - с использованием традиционного перевязочного средства - марлевого медицинского бинта (производитель ООО «Эвтекс», Россия. ГОСТ 1172-93), а другая, с использованием СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ – инновационного изделия, выполненного в виде рулона из крепированной бумаги шириной 48-50 мм и длиной до 25 метров с мелкоскладчатой поверхностью, обладающей повышенным разрывным удлинением. Наружное покрытие ленты выполнено оранжевым цветом, а на внутренней - нанесен клеевой слой. Форм-фактор ленты – рулон, намотанный на картонную шпулю клеевым слоем внутрь.
При выполнении манипуляций по иммобилизации конечностей использовались подручные средства в виде листов гофрированного картона и деревянных брусков, подбираемых под габариты пострадавших. Для создания окклюзионной повязки использовали упаковочную бумагу от упаковки стерильных перчаток. После выполнения 3-х вариантов манипуляций группы менялись средствами оказания помощи и повторяли манипуляции.
Сравнение качества и скорости выполнения манипуляций проводилось в три этапа. В ходе 1-го этапа выполнялось наложение и фиксация давящей повязки при «ранении мягких тканей плеча с повреждением магистральной вены», иммобилизация голени при «открытом переломе большеберцовой кости в средней трети без смещения» и наложение окклюзионной повязки при «проникающем резаном ранении передней брюшной стенки без повреждения внутренних органов». Каждая манипуляция повторялась троекратно, с интервалом в 5-7 минут.
На 2-ом этапе была произведена смена средств оказания помощи у сформированных пар. Кратность повторов и порядок манипуляций были аналогичны таковым на первом этапе.
На третьем этапе, группы проводили по два повторения каждой манипуляции с последующей сменой средств. При этом, кожа «пострадавших» и одежда орошались из механического пульверизатора водой. На всех этапах критериями оценки качества выполнения манипуляций были следующие параметры: время выполнения манипуляции, отсутствие продолжающегося кровотечения, отсутствие подвижности травмированной конечности, отсутствие смещаемости повязок, достаточная окклюзия полости.

Результаты

Оценка результатов проведенных манипуляций осуществлялась путем сравнения аналогичных показателей в разных группах. Результаты первого и второго этапов не сравнивали с результатами третьего этапа (данные оценивались отдельно).
После обработки полученных данных установлено, что применение СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ позволяет ускорить выполнение описанных манипуляций на 30-45% по сравнению с использованием марлевого бинта. Это объясняется тем, что надёжная фиксация шин и повязок достигается наложением значительно меньшего числа витков по сравнению с бинтовыми повязками. Также использование рулонной клейкой ленты более интуитивно-понятно для использования лицами, не имеющими соответствующей подготовки, и не вызывает у них чувства растерянности перед выполнением манипуляции.
Наличие клеевого слоя на СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ позволяет значительно улучшить свойства окклюзионной и фиксирующей повязок, причем сохранность отграниченных анатомических образований выражена дольше и надежнее, по сравнению с марлевым бинтом.
Применение СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ во влажных условиях не оказывают отрицательного влияния на эффективность выполняемых манипуляций, в отличие от бинтования влажным марлевым бинтом, но при длительном намокании (проливной дождь и т.п.), происходит ослабевание ее фиксирующих свойств, что несомненно является отрицательным свойством, которое возможно нивелировать укрыванием поврежденного участка любым гидрофобным покрытием.

Выводы

1. Отработка мануальных навыков оказания первой помощи с использованием СИГНАЛЬНОЙ ЛЕНТЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ имеет выраженный положительный результат.
2. Уменьшение времени и упрощение методики выполняемых манипуляций положительно отражается на дальнейших этапах эвакуации и лечения пострадавших.
3. Концепция повязки с контрастным фоном и надписью будет способствовать концентрации внимания медицинского персонала и специальных служб на поврежденных анатомических образованиях на всех этапах лечебно-эвакуационных мероприятий.
4. Свойства изделия СИГНАЛЬНАЯ ЛЕНТА ПЕРВОЙ ПОМОЩИ предполагают более широкие перспективы его применения, исходя из конкретной ситуации и уровня подготовки оказывающего помощь.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Денис Ушмаров

Популяризация и систематизация обучения первой помощи и экстренной медицинской помощи, как средство повышения эффективности «спасательной цепочки».

Автор(ы): Д.Е. Боев, А.В. Подопригора, А.А. Чурсин, И.А. Ловчикова, С.Н. Боев, О.С. Сергеева, О.П. Сахарова.

Город: Воронеж

Учреждение: Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

Актуальность

Кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко постоянно проводит работу по совершенствованию обучения первой помощи и экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе. К сожалению, можно констатировать то факт, что до сих пор недостаточное внимание уделяется обучению первой помощи в различных учреждениях. Часто обучение проводится по устаревшим учебным пособиям, не соответствующим Приказу Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н (ред. от 07.11.2012) "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.05.2012 N 24183). Подход к обучению часто формальный, недостаточное внимание уделяется практическим навыкам. А в нынешней социально-политической ситуации владение навыками первой помощи и формирование эффективной спасательной цепочки является, как никогда, актуальным.

Цель

Популяризация и систематизация обучения первой помощи и экстренной медицинской помощи на всех этапах в соответствии с действующим законодательством. Более активное внедрение технологий симуляционного обучения, так как только такое обучение способствует правильному формированию практических умений и навыков.

Материалы и методы

При организации образовательного процесса, начиная со школы, нужно привести к единым стандартам учебные пособия, что необходимо для соблюдения преемственности при оказании помощи пострадавшим и для эффективной работы всей "спасательной цепочки" - от очевидцев происшествия до специализированной помощи. Во многих зарубежных странах стало нормой изучение алгоритмов тактической медицины. В качестве примера можно привести алгоритм MARCH, разработанный для оказания помощи в военных условиях. В этот алгоритм включены последовательные действия оказания помощи, как первой, так и доврачебной. Изучение данного алгоритма является обязательным для всех военнослужащих, а так же, в расширенном объеме, для всего войскового звена медицинской службы. В нашей стране также проводится подобная работа. Так в 2022 году внесены поправки в 31 статью Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. Но, к сожалению, за пределами медицинских учебных заведений, достойное обучение первой помощи проводится только силами отдельных энтузиастов. Надо сказать, что и интерес к обучению первой помощи у граждан просыпается только тогда, когда сами они попадают в чрезвычайную ситуацию. Поэтому одной из задач, мы считаем популяризацию знаний о первой помощи и повышение мотивации населения к овладению навыками первой помощи. Для решения этой задачи необходимо выпускать больше учебных материалов, использовать возможности СМИ, сети интернет, социальную рекламу.

Результаты

Кафедра симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко постоянно проводит работу по популяризации знаний по первой помощи и экстренной медицине. Мы постоянно проводим профориентационную работу со школьниками. На встречах с учащимися старших классов мы рассказываем о важности обучения первой помощи, об особенностях работы медицинского персонала. Организуем и проводим викторины, олимпиады и соревнования по первой помощи. Работа ведется не только в Воронеже и области, но и в соседних областях, например Липецкой и Курской.
Так же проводится обучение первой помощи учителей. В этом году кафедрой симуляционного обучения организованы и проведены занятия по первой помощи для преподавательского состава всех средних образовательных учреждений Новохоперского района Воронежской области.
В настоящее время готовится к изданию учебное пособие, где мы постарались отразить все самые современные подходы к оказанию первой помощи. На кафедре организована студенческая команда «REANIME», которая постоянно принимает участие в различных соревнованиях и форумах, посвященных экстренной медицине.
В 2022 году, при участии кафедры симуляционного обучения, организованы и проведены первые областные соревнования «Спасательная цепочка» по оказанию экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе для сотрудников служб экстренного реагирования. В соревнованиях приняли участие команды медицины катастроф и команды станций скорой медицинской помощи воронежской области. Сотрудники кафедры выступили в роли независимого жюри.
В этом году наша кафедра приняла участие в работе над пилотным проектом по внедрению вопросов первой помощи для первичной специализированной аккредитации.

Выводы

Работа кафедры симуляционного обучения по систематизации оказания экстренной помощи пострадавшим на различных этапах, а так же по популяризации медицинских знаний среди населения проводится постоянно и плодотворно. Но только работы медицинских образовательных учреждений недостаточно. Необходимо формирование на государственном уровне системы обучения первой помощи и экстренной медицине по единым стандартам. Необходимо повышать мотивацию населения к овладению знаниями, умениями и навыками первой помощи.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Александр Чурсин

Объективная оценка выполнения компрессий грудной клетки при промежуточном контроле обучения базовой сердечно-легочной реанимации

Автор(ы): Перепелица С.А.

Город: Калининград

Учреждение: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград; Научно-исследовательский институт общей реаниматологии им. В.А. Неговского ФНКЦ РР, Москва

Актуальность

Объем и глубина медицинских знаний и технических навыков, необходимых для оказания неотложной помощи, продолжают стремительно увеличиваться. Приоритетным направлением высшего медицинского образования является обучение специалистов с целью снижения частоты врачебных ошибок, которые могут привести к негативным последствиям для здоровья и жизни пациента. Особого внимания заслуживает готовность врача к оказанию квалифицированной неотложной и экстренной медицинской помощи. Задача образовательных учреждений – формирование клинических компетенций у будущего врача, способного оказать высококачественную неотложную помощь пациенту, находящемуся в критическом состоянии. Необходимо найти решение дилеммы безопасного и качественного лечения путем обеспечения полноценного обучения с помощью современных образовательных технологий, и их успешное применение в клинических условиях. Необходимы новые подходы к обучению, которые объясняют экспоненциальный рост медицинских знаний, потребность в обучении, чтобы в дальнейшем врач мог приспособиться к динамичным и клинически сложным условиям практики неотложной медицины. Обучение сердечно-легочной реанимации является приоритетным направлением, т.к. врач любой специальности в рамках своих профессиональных обязанностей должен проводить реанимационные мероприятия. При обучении необходим переход от субъективной к объективной оценке выполняемых действий с помощью компьютерного обеспечения манекена.

Цель

Изучить целесообразность объективного промежуточного контроля и эффективность выполнения компрессий грудной клетки ординаторами.

Материалы и методы

Симуляционный курс «Базовая сердечно-легочная реанимация» проведен у 34 обучающихся в ординатуре по различным специальностям: анестезиология- реаниматология (9), кардиология (5), неврология (6), терапия (14). За основу преподавания взят курс провайдеров Европейского совета по реанимации «Базовая Сердечно-легочная реанимация и автоматическая наружная дефибрилляция». Обучение проводилось на стандартных манекенах. Для промежуточного контроля использовался манекен с цифровым контролем и автоматическим расчетом показателей: глубина компрессий (ГК): менее 5 см., 5-6 см., более 6 см; частота компрессий (ЧК): менее 100 в мин-1, 100-120 в мин-1, более 20 в мин-1. Эффективность декомпрессии – расправление грудной клетки (ГК): полная, неполная. Оценка положения рук во время компрессий: правильно–центр грудной клетки, неправильно–живот, смещение вправо или влево). Производился расчет средних показателей глубины и частоты компрессий, а также процент эффективных компрессий. Каждый участник выполнял 90 непрерывных компрессий.

Результаты

Во время симуляции обучающиеся демонстрировали знание алгоритма оказания помощи при внезапной остановке сердечной деятельности, компрессии грудной клетки. Преподаватель в онлайн режиме видит все показатели. На каждого обучающегося создается экзаменационная карта, на которой автоматически представлены все параметры обучающегося и выведен общий балл. После выполнения задания, преподаватель в индивидуальном порядке знакомит обучающегося с его результатами. Такая методика ознакомления с результатами повышает мотивацию к обучению, т.к. полностью исключается субъективная оценка результатов.
Практически все обучающиеся, 91,2%, правильно расположили руки в центре грудной клетки, остальные сместили руки в сторону брюшной полости. Средняя ГК составляла 5,1±0,4 см (4,3-6,1см), компрессии на глубину 5–6 см выполнял 61,8% обучающихся, на глубину менее 5 см – 35,3%, более 6 см – 2,9% ординаторов. Средняя ЧК составляла 105,6±9,4 в мин-1 (90-123 в мин-1), компрессии с частотой в диапазоне 100-120 в мин-1 выполняло 58,8% ординаторов, с частотой 90-99 в мин-1 – 32,4%, более 120 в мин-1 – 8,8%. Эффективные декомпрессии, полное расправление ГК выполняли 79,4 % обучающихся, в остальных случаях количество эффективных декомпрессий составляло 75%-89%. Средний балл эффективности выполнения СЛР составил 84,3±9,3.

Обсуждение

Обучение сердечно-легочной реанимации является обязательным разделом подготовки врачей. В прошлые годы обучение имело чисто субъективный характер и результаты не всегда удовлетворяли как студентов, таки преподавателя. Часто возникали споры, дискуссии о точной постановке рук, глубине компрессий и частоте компрессий грудной клетки. Возникали конфликтные ситуации, обусловленные недовольством студентов своей оценкой. Использование манекена, имеющего программное компьютерное обеспечение, с помощью которого точно определяются все выполняемые действия, позволило не только нормализовать коммуникацию студент-преподаватель, но и значительно улучшить качество формирования необходимых навыков. В случае неудачи, студент, видя свои ошибки, разрабатывает индивидуальную траекторию обучения, что повышает мотивацию к освоению необходимых навыков.

Выводы

Применение манекена с цифровым контролем и автоматическим расчетом показателей на этапе промежуточного контроля позволило получить объективную оценку освоения навыка компрессии грудной клетки. Каждый из ординаторов получил объективные подробные результаты выполняемого технического навыка, что позволило их проанализировать и выстраивать дальнейшую индивидуальную тактику обучения. Использование манекенов с объективным контролем выполнения компрессий грудной клетки исключает субъективную оценку навыка обучающихся, позволяет улучшить дальнейшие результаты обучения.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Светлана Перепелица

Фокусированное ультразвуковое исследование - неотъемлемая часть подготовки анестезиологов-реаниматологов с использованием симуляционных технологий.

Автор(ы): О.А. Махарин, Е.А. Лебедева, А.А. Бычков, Г.Н. Тарасова

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: ФГБОУ ВО Ростовский государственный медицинский университет Минздрава России

Актуальность

Использования ультразвука в практике анестезиологов-реаниматологов является необходимым навыком, осваиваемым специалистом в период подготовки. Однако до настоящего времени не разработана единая программа обучения и контроля его качества.
Совершенствование материальной базы Центра симуляционного обучения позволило разработать программы повышения квалификации «Ультразвуковые методы мониторинга при экстренных и неотложных состояниях» и «Фокусированная эхокардиография в мониторинге угрожающих жизни состояний», при проведении которых используется виртуальный симулятор для имитации ультразвуковой диагностики Ваймедикс (CAE Healthcare), а также тренажер для проведения ультразвукового исследования при острой травме (Kyoto Kagaku).
Для успешного применения алгоритмов фокусированной ультразвуковой диагностики в практической деятельности необходимо формирование устойчивых теоретических знаний и практических навыков. Опыт нашей работы показал, что курсанты кафедры анестезиологии и реаниматологии, приходящие впервые на данный цикл обучения, не владеют приемами применения ультразвуковой диагностики при неотложных состояниях.

Цель

Цель нашей работы - определить минимальный объем навыков, которые курсант должен освоить, приходя на курс подготовки, посвященный фокусированной ультразвуковой диагностике при неотложных состояниях.

Материалы и методы

В результате опроса курсантов нами были выявлены наиболее значимые навыки для освоения анестезиологами-реаниматологами в рамках указанного учебного курса.
К ним относятся:
1. Оценка диаметра нижней полой вены
2. Оценка фракции выброса методом Тейхольца
3. Верификация свободной жидкости в брюшной полости
4. Верификация жидкости в плевральной полости
5. Верификация жидкости в перикарде
6. Верификация пневмоторакса
7. Верификация инфильтративного синдрома легких
8. Визуализация камер сердца и их оценка
9. Катетеризация вен (периферических и центральных) и артерий с использованием ультразвуковой навигации

Результаты

Освоение данных навыков необходимо проводить путем изучения теоретической базы (Blue-протокол, FAST, FATE-протоколы) с последующими симуляционными тренингами. При проведении занятий в симуляционном центре, на наш взгляд оправдано использования чек листа, оценивающего не только практические умения обучающегося по конкретным ситуациям, перечисленным выше, но и способность верифицировать, какое фокусированное исследование ему необходимо выполнить в том или ином случае. Опыт нашей работы показал, что во время 36-часового обучения с использованием симуляционных технологий курсанты успешно осваивают вышеперечисленные навыки и справляются с наиболее типичными ошибками при их выполнении.

Выводы

Освоение рассмотренного минимума практических навыков на современном симуляционном оборудовании, на наш взгляд существенно облегчает первичную подготовку врачей анестезиологов-реаниматологов по использованию ультразвука и мотивирует курсантов для дальнейшего совершенствования навыков фокусированной ультразвуковой диагностики при неотложных состояниях.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Олег Махарин