НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФЕССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ВЫПУСНИКОВ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

Автор(ы): Загорак Д.П., Кабирова Ю.А

Город: Березники

Учреждение: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Краевая больница им. академика Вагнера Е.А»

Актуальность

Введение. Во многих регионах нашей страны стала наблюдаться тенденция к дефициту среднего медицинского персонала. За последние 10 лет их число сократилось почти на 20%. Порой наблюдается картина, когда то или иное подразделение не может функционировать не из-за отсутствия врачей, а ввиду нехватки операционных, палатных, процедурных сестер. Также большое количество фельдшерских пунктов, имея современное здание и оборудование, стоят пустыми.

Цель

Цель исследования. Выявить субъективное отношение студентов выпускных курсов средних специальных медицинских образовательных учреждений (ссузов) к своей будущей профессии, оценить мотивацию при поступлении и планы выпускников на будущую трудовую деятельность.

Материалы и методы

Был проведен опрос среди 518 студентов выпускных курсов по специальностям: лечебное дело (фельдшера), сестринское дело (медицинские сестры), акушерство (акушерки), лабораторная диагностика (лаборанты). Опрос проводился среди выпускников Пермского края.. Участие приняли 31% всех выпускников средних медицинских учебных заведений 2024 года.

Результаты

Проведено анкетирование 518 выпускников ссузов: 429 женщин (82,8%) и 89 мужчин (17,2%). Из них 140 фельдшеров: 103 женщины (73,6%) и 37 мужчин (26,4%); медицинских сестер 339: 287 женщин (84,7%) и 52 мужчины (15,3%); 21 лаборант и 18 акушерок – все женщины.
При анализе мотивации выпускников в выборе среднего медицинского образования было отмечено, что у 52,12% изначально было желание помогать людям в качестве медицинского работника. Однако 24,3% лиц сообщили, что оказались в медицинском ссузе случайно – 98 чел. (18,9%), на выборе профессии настояли родители 14 чел. (2,7%), а также 14 чел. (2,7%) не имели возможности поступить в другое учебное заведение. Также, следует отметить, что 70 чел. (13,51%) хотели получить именно медицинское образование, но при этом только 52,6% из них планировали работать по специальности.
В целом, при поступлении в медицинский ссуз 79% фельдшеров, 71% медицинских сестер, 89% акушерок 86% лаборантов планировали найти работу по специальности после завершения учебы.
При оценке субъективной готовности к самостоятельной работе, только 15,71% фельдшеров, 23,01% медицинских сестер, 16,6% акушерок, 23,81% лаборантов отметили, что готовы к самостоятельной работе. Стоит отметить, что 20,72% фельдшеров, 20,06 медицинских сестер, 14,28% акушерок и 14,28% лаборантов считают, что их уровень не достаточный или они совсем не готовы к работе по специальности. Следует отметить, что 85 чел. (16,4%) считают свою учебную практику недостаточной, за период практики им не приходилось оказывать медицинскую помощь пациентам. 62,5% медицинских сестер, 63,5% фельдшеров, 66,7% акушерок, 61,9% лаборантов считают, что к специалистам их профессии окружающие относятся с уважением и признанием. Но в свою очередь, 18,6% фельдшеров, 24,8% медицинских сестер, 18,1% акушерок, и 15,7% лаборантов, считают, что у окружающих в основном потребительское и негативное отношение к данным специалистам.
Субъективная оценка правовой безопасности трудовой деятельности показала, что 45,7% фельдшеров, 50,4% медицинских сестер, 44,4% акушерок, 28,6% лаборантов при возникновении конфликта с пациентами и иными лицами рассчитывают на всецелую защиту работодателя. При этом более половины опрощенных выпускников считают, что работодатель далеко не всегда будет защищать их интересы. 22,9% фельдшеров, 11,5% медицинских сестер, 15,7% акушерок и 14,3% лаборантов считают, что при любом исходе конфликтной ситуации виноватыми назначат их, а работодатель больше заинтересован в купировании конфликта, а не в защите своих работников.
После окончания ссуза 55,7% фельдшеров, 52,8% медицинских сестер, 55,6% акушерок 52,4% акушерок планируют работать по специальности. Положительным можно считать тот факт, что из всех респондентов 23,7% планируют поступать в высшее медицинское учебное заведение. Однако 22,6% выпускников вообще не видят свою трудовую деятельность в системе здравоохранения. Статистическая обработка по Пирсону выявила очень высокий уровень связи (p≤0,001) между мотивацией студентов при поступлении в учебное заведение и планами на трудовую деятельность в момент его окончания. Так около 24% отмечали, что при поступлении не планировали работать по специальности, и на «выходе» 22,6% не планируют работать.
В настоящий момент 69% фельдшеров, 65% медицинских сестер, 67% акушерок, 57% лаборантов определились с местом будущей работы, однако более 40% из них будут устраиваться в негосударственные лечебные организации. К сожалению, такое важное направление как работа в малых населенных пунктах, на ФАПах и СВА приемлемым для себя считают только 15% фельдшеров и 11,5% сестер. Остальные ответили, что на настоящий момент нет условий и программ, на которых они бы согласились работать в данных лечебных учреждениях.
Анализ отношения выпускников к целевому обучению показал, что более 60% студентов положительно относится к целевому обучению, и из них 73,6% информированы по существующим программам привлечения и удержания кадров на территории Пермского края. Из 36% лиц, негативно относящихся к целевому обучению, 63% не обладают информацией о программах поддержки медицинских кадров.

Выводы

Около четверти студентов, поступающих в медицинские ссузы не планируют работать в системе здравоохранения. Частично мы это связываем с недостаточной профориентацией среди студентов медицинских ссузов или может быть статусом медицинской профессии. При окончании ссуза не более 24% выпускников считают себя готовыми к работе по специальности. Отмечается недостаточный уровень образования, и нехватка прикладных знаний и навыков.
В государственных лечебных учреждениях готовы работать чуть больше 50% выпускников, а на сельских территориях только 15% фельдшеров и 11,5% медицинских сестер. Последнее скорее всего связано с недостаточной работой муниципалитетов, и отсутствием информированности выпускников о региональных программах поддержки медицинских кадров.

Тема: Коммуникативные навыки
Юлия Кабирова

Микроклимат в стационаре: взаимоотношения врача, медсестры и пациента

Автор(ы): Богатикова Е.П., Кабирова Ю.А., Рудин В.В.

Город: Пермь

Учреждение: Пермский государственный медицинский университет им. Е.А. Вагнера

Актуальность

Изучение взаимоотношений между врачами и младшим медицинским персоналом представляет для исследователей такой же научный интерес, как и изучение коммуникации между пациентами и их лечащими врачами. Традиционно выделяется множество причин, которые ложатся в основу проблем взаимодействия между врачами и медсестрами: личные противоречия, проблемы с иерархией и дисбаланс распределения обязательств и обязанностей, высокая загруженность и выгорание, или попросту неразвитые коммуникативные навыки. Отдельным параметром, влияющим на отношения коллег-специалистов между собой, становится пациент. Так, в стенах лечебного учреждения стоит рассматривать не диаду, а треугольник взаимоотношений: пациент, медсестра и врач.

Цель

Данное исследование нацелено на изучение предпосылок формирования отношений между врачами и медсестрами, на роль среды в этих отношениях и на роль пациента в них. Основной линией исследования является опрос пациентов, задачей которых было ответить на вопросы о распределении обязанностей между медработниками стационара, их зонами ответственности, их отношением к пациентам и друг другу.

Материалы и методы

Материалом эмпирического исследования послужили ответы респондентов, потенциальных пациентов, в анонимном опросе, проводимом на сервисе Yandex Forms в 2024 году. Опрос содержал 25 вопросов открытого и закрытого типа, а также вопросы, позволяющие респондентам самостоятельно сформировать ответы и дать реакции на заданные стимулы. Опрос был посвящен вопросам субординации в стационаре, отношением медицинского персонала к своей работе и к пациентам, взаимоотношениям врачей и медсестер между собой, распределению обязанностей.
В исследовании задействованы общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), эмпирические методы (диагностические методы – опрос, социометрия – и описание, анализ их данных), контент-анализ, лексико-семантическое моделирование.

Результаты

В опросе приняло участие 64 респондента, от которых удалось получить 375 реакций в виде прилагательных, описывающих медсестер и врачей, а также краткие и развернутые ответы на вопросы анкеты. Все вопросы анкеты тематически можно поделить на основные группы, репрезентирующие возможные проблемы во взаимоотношениях заявленного треугольника. Так, мы получили видение пациентов субординации в стационаре, взгляд со стороны на отношения «врач – медицинская сестра», мнение о распределении обязанностей и обязательств, мнение об отношении врачей и медицинских сестер к пациентам. Так, 62% респондентов убеждены, что медсестра всегда прислушивается к мнению врача, а 93% – что врач обладает большим авторитетом. Это подтверждается и набором прилагательных, описывающих врача, и по тематике относящихся к теме власти: авторитетный, важный, главный, доминирующий. В комментариях к вопросам, однако, респонденты отмечали, что «несмотря на негласный авторитет врача, медсестры, пожалуй, могут иметь свое мнение и незаметно поступать по-своему».
Респонденты считают, что ответственность за происходящее в стационаре лежит на враче (56%), либо делится поровну между медсёстрами и врачами (41%); работа и первых, и вторых тяжела (64%); что вызывает сочувствие (62,5%). Опрос показывает, что часть респондентов (18%) предпочитает звать на помощь врача, обращаться за информацией только к врачу и ожидать внутривенную инъекцию также от врача, поскольку он более квалифицированный и опытный.
В описании отношения специалистов к пациентам наблюдаются некоторые противоречия: респонденты отмечают, что о пациентах в стационаре больше заботятся медсёстры (69%), хотя именно они же больше недовольны поведением и реакциями пациента (72%). Такое распределение можно объяснить, в первую очередь, профессиональным выгоранием младшего медицинского персонала. Очевидно, что при высоком объеме работы и непростых условиях труда сложно сохранять стабильно положительный эмоциональный настрой. Респонденты отмечали, что, несмотря на такие положительные черты медицинских сестёр, как трудолюбие и опытность, нельзя назвать взаимодействие с ними «простым», ведь они могут не поддерживать диалог, молчать, отвечать односложно, забывая о том, что «слово лечит».
Анализ собранных описаний позволил выделить свойства личности специалистов, и установив лексико-семантическую специфику прилагательных были выделены ядерные и периферийные признаки. Для врача ядерной стала группа слов, демонстрирующая его высокую квалификацию (высококвалифицированный, грамотный, знающий, умный) и главенствующую роль (авторитетный, главный, командующий). Для медицинских сестёр — прилагательные, репрезентирующие стрессовое состояние (бедная, нервная, уставшая) и приверженность рабочему процессу (ловкая, работящая, трудолюбивая).

Обсуждение

При оценке результатов опроса стоит учитывать роль респондента: в описании вышеперечисленных аспектов взаимодействия сформировано представление среднего пациента о поставленной проблеме. Так, мнение пациентов может не совпадать с мнением специалистов в области медицины, работников стационара и с реальным положением дел.

Выводы

Основными выводами можно обозначить следующие положения. Исследование показывает, что не все пациенты осведомлены о распределении ролей и ответственности между врачами и медицинскими сёстрами, не все обладают знаниями об особенностях системы здравоохранения. Тем не менее, некоторые результаты опроса можно трактовать как достоверно объективные: существует необходимость усовершенствования коммуникативных навыков среди медицинских работников (в частности, навыка использовании активного слушания), проявлении эмпатии и уважения к пациентам и друг другу, поощрение сотрудничества между коллегами в лечебном учреждении для создания комфортной рабочей среды. Одним из решений вопроса об осведомленности пациентов о работе врачей и медицинских сестёр, а также формирования положительного опыта посещения лечебных учреждений, видится в разработке для них обучающих инструментов (рекомендации по использованию электронных информационных систем, рекомендации по коммуникации со специалистами).

Тема: Коммуникативные навыки
Евгения Богатикова

Представления о пациентах у выпускников, как показатель их готовности к оказанию пациент-ориентированой медицинской помощи

Автор(ы): Н.В. Самойленко

Город: Online

Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет"

Актуальность

Приоритетным направлением в общении врача и пациента определена «модель взаимного участия, то есть равноправное партнерство» (министр здравоохранения РФ М. Мурашко на лекции для студентов медицинских и фармацевтических факультетов по вопросам вовлечения пациентов в безопасное оказание медицинской помощи от 20.09.2023 г.). Пациент-ориентированность при оказании медицинской помощи предполагает равноправное партнерство между врачом и пациентом и признано во всем мире, как одно из условий обеспечения ее высокого качества.

Цель

Изучить представления выпускников лечебно-профилактического факультета о пациентах как показатель их готовности к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи.

Материалы и методы

Для изучения представлений выпускников о пациентах был применен психосемантический подход. Основным методом выступил биполярный личностный семантический дифференциал (В.П. Серкин, 2008), вспомогательным методом применялась проективная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» (И.Ю. Маргошина, 2016). В исследовании приняли участие студенты лечебно-профилакического факультета Уральского государственного медицинского университета г. Екатеринбург.

Результаты

В представлениях выпускников о пациентах доминируют (доля объяснимой дисперсии 47%) характеристики, указывающие на аффективную, эмоциональную нестабильность пациентов – грубый (0,82), несправедливый (0,79), эгоистичный (0,76), раздражительный (0,69), интуитивный (0,69), одинокий (0,67), враждебный (0,65), возбудимый (0,60), напряженный (0,59), скрытый (0,59), нерешительный (0,57). Большей доле будущих врачей (54%) на завершающем этапах обучения свойственно проявление во взаимоотношениях с пациентом доминантной (директивной, авторитарной) позиции, а это склонность к принуждению пациента принимать те паттерны поведения, мышления и эмоционального реагирования, которые будущий врач считает «правильными».

Обсуждение

Выявленные и статистически обоснованные эмпирические факты позволяют сделать вывод, что взаимодействие с пациентом с данными характеристиками является для выпускника источником стресса, будет неосознанно направлено не на оказание ему медицинской помощи, а на «защиту» от пациента, проявляющуюся в доминировании, обесценивании, авторитарности, угождении пациенту, проявлении опеки, вытеснении неприятных эмоций, связанных с ним, имплицитно наделенным негативными характеристиками и вызывающим отрицательные эмоции. Доминантная позиция во взаимоотношениях с пациентом исключает ситуацию совместного принятия решения о ходе лечения, методах и пр., а также возможности для пациента нести ответственность за состояние своего здоровья, что предполагает равноправное партнерство и пациент-ориентированность при оказании медицинской помощи. Также доминантная позиция предполагает установление жестких рамок в общении с пациентом, что прямо взаимосвязано с конфликтными взаимоотношениями и отрицательными оценками себя и пациента.

Выводы

Проведенное исследование демонстрирует не готовность выпускников к реализации модели взаимного участия, то есть равноправного партнерства между врачом и пациентом, которое проявляется в ее пациент-ориентированности. Результаты исследования порождают вопросы, которые могут определить направленность дальнейших исследований в этой области. Например, чему и как обучать студентов медицинских вузов, чтобы обеспечить их готовность к оказанию пациент-ориентированной медицинской помощи?

Тема: Коммуникативные навыки
Надежда Самойленко

Типичные конфликтные ситуации на приеме у педиатра: прогнозирование и конструктивное решение.

Автор(ы): Герасимова А.М., Комарова О.В.

Город: Москва

Учреждение: НМИЦ здоровья детей МЗ РФ

Актуальность

Известно, что одним их значимых условий профессиональной деятельности педиатра является качественное взаимодействие с родителями, в том числе, умение прогнозировать конфликтные ситуации и находить конструктивные решения.

Цель

Для определения содержания программы психолого-педагогической подготовки педиатров в области прикладной конфликтологии изучить типичные трудности в общении с родителями на приеме у педиатров.

Материалы и методы

Анкетирование молодых врачей (30 чел.) и специалистов с опытом работы более 10 лет (30 чел.) ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России.

Результаты

Согласно проведенному анкетированию в качестве проблемных ситуаций для педиатров вне зависимости от стажа работы выступают: нарушение социальных правил, порядка и условий оказания субъектами лечебного процесса (родитель, ребенок, специалист) – 30%, коммуникативные трудности в связи с различием социокультурных норм – 27%, низкая готовность взрослых к выполнению рекомендаций специалистов (отказ, избирательность) – 25%, сообщение тяжелого диагноза – 10%, нарушение прав ребенка, в т.ч. жестокое обращение – 5%, своеобразное поведение – 2%.
Разнообразие и уникальность проблемных ситуаций, возникающих в ходе практической деятельности, нередко вызывают у специалистов вопросы, связанные со способами самоподдержки и профилактики эмоционального выгорания (80%).

Обсуждение

В соответствии с изложенными выше потребностями педиатрической практики и научно-методическими основами проблем общения в качестве важного направления психолого-педагогической подготовки педиатров должны выступать аспекты организации взаимодействия специалистов с родителями пациентов детского возраста. Необходимо обсудить базовые правила поведения при установлении первого контакта с родителем, типичные трудности в общении с родителями пациентов и приемами их конструктивного преодоления. На практических занятиях следует подробно рассмотреть особенности общения с родителями, находящимися в ситуации острого стресса, с признаками нарушения личности, асоциальной направленностью и подозрениями на жестокое обращение с ребенком. Особое внимание необходимо уделить признакам эмоционального выгорания и доступным средствам самопомощи в устранении симптомов переутомления, эмоционального стресса, профессиональных деструкций.
Согласно определенным нами направлениям психолого-педагогической подготовки медицинских работников была разработана программа тренинга. Она рассчитана на обучение специалистов с различным стажем работы и предполагает совершенствование компетенций от теоретических основ к умениям и овладению практическими навыками. Это способствует повышению качества профессиональной деятельности при снижении эмоциональных и личностных затрат специалистов, а также формированию положительного имиджа медицинского учреждения.

Выводы

В качестве перспектив данной работы считаем необходимым углубление тематики направлений психолого-педагогической подготовки с учетом специфических практических задач педиатрической практики (в том числе, коммуникации с родителями пациентов, находящихся на паллиативном лечении, до и после трансплантации, в случае пренебрежительного отношения к лечению тяжелобольного ребенка, в чрезвычайной ситуации).

Тема: Коммуникативные навыки
Александра Герасимова

Роль старшей медицинской сестры в построении коммуникации с родственниками пациента

Автор(ы): Т.Н.Крылова

Город: Москва

Учреждение: ФНКЦ РР

Актуальность

В настоящее время одним из направлений модернизации системы здра-воохранения Российской Федерации является повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению.
Профессиональная деятельность медицинской сестры оценивается не только по качеству оказываемых услуг, но и по ее эмоциональному поведению. Неукоснительное следование этико-демонологическим принципам стало важным критерием профессионализма среднего медицинского персонала

Цель

Каждый медицинский работник среднего звена должен знать не только построении взаимоотношения с больными, но и их родными. Таким образом, важнейшим критерием оценки качества оказанной медицинской помощи является удовлетворенность коммуникацией с медицинским персоналом родственников пациента. Нормы сестринского общения в медицинской практике распространяются на всех без исключения.

Материалы и методы

Для оценки эффективности сказанного выше был проведен опрос 162 род-ственников пациентов, поступивших с целью лечебной терапии из других ме-дицинских центров в отделение анестезиологии и реанимации Федерального научно-клинического центра реаниматологии и реабилитологии.
С использованием авторской анкеты, направленной на изучение удовлетворенности профессионального взаимоотношения средним медперсоналом с родственниками пациента.

Результаты

По завершению госпитализации собирается анкеты оценки качества оказания медицинских услуг. При ежегодном подведении итогов с 2017 года по 2023 год о проделанной работе в отделении анестезиологии и реанимации можно отметить высокую степень удовлетворенности общения родственников со средним медицинским персоналом. Оценка удовлетворённости общения среднего медицинского персонала поднялся с 4,5 до 5.

Выводы

При подведении итогов хотелось бы резюмировать. Благодаря вежливому общению и благожелательности, четком соблюдении принципов эффективной коммуникации, возможно наладить внутреннюю работу отделения так, что родственники пациентов не будут нарушать рабочий процесс среднего меди-цинского персонала и предоставят определенную информацию учитывая индивидуальные особенности их родных то есть наших пациентов.

Тема: Коммуникативные навыки
Татьяна Крылова

Сообщение плохих новостей: обзор коммуникативных протоколов

Автор(ы): М.Е. Халак, Н.В. Фомина, Е.В. Дорофеев, Г.С. Скворцова

Город: Нижний Новгород

Учреждение: ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России

Актуальность

Еще А. Гольдшейдер почти сто лет назад обозначил такое понятие как «субъективная картина болезни», которое в последствии Р.А. Лурия назвал «внутренней картиной болезни». По сути это тот же конструкт в 1989 году описал H. Weiner, дав ему название «болезнь-опыт болезни» («disease – ilness»). Во всех случаях есть общий момент: акцент на внутренних переживаниях больного. Для врача, как правило, все просто: есть симптомы, данные анализов, история болезни, можно ставить диагноз. Самое главное скрыто от его взора – уникальный опыт пациента, его отношение к заболеванию, характерные черты, мысли, представления и ожидания, что требуется учитывать и при сообщении плохих новостей, т.е. сложной информации, которая может кардинально изменить взгляд пациента на свое будущее.
Культура сообщения плохих новостей в российском здравоохранении претерпевает значительные изменения. Еще 15 лет назад мы могли говорить о том, что в отечественной медицине превалировала патерналистская модель общения и сообщение плохих новостей о диагнозе не составляло коммуникационной проблемы, то сейчас пациент-ориентированное взаимодействие утверждено законодательно. В следствие этого требования к коммуникативным навыкам медиков возросли. Сообщение плохих новостей требует определенной подготовки. Во многих медицинских вузах уже введена дисциплина «коммуникативные навыки», что позволяет отработать применение коммуникативных инструментов в различных ситуациях, в том числе, и при сообщении плохих новостей.

Цель

Провести сравнительный анализ имеющихся врачебных коммуникативных протоколов по сообщению плохих новостей

Материалы и методы

В западном опыте существует несколько коммуникативных протоколов, позволяющих сообщить тяжелые новости максимально эмпатично и не травматично. Чаще всего в литературе можно встретить шести- ступенчатый протокол SPIKES или мнемоническое правило ABCDE. Реже упоминается метод 10 шагов Кэя, разработанный для сообщения плохих новостей при перинатальных потерях. Ситуация пандемии COVID-19 даже послужила поводом для создания нового протокола Connect для сообщения плохих новостей по видеосвязи или телефону. В 2023 году I.A. Azeez и A.D. Ademola предложили еще один коммуникативный протокол SIR-PRESS.

Результаты

Основные коммуникативные протоколы с описанием шагов:
1. SPIKES
S – SETTING UP the interview - Настройте беседу. Планирование беседы.
Assessing the Patient’s PERCEPTION - Оценка восприятия пациента.
Obtaining Patient’s INVITATION - Получение приглашения пациента. Выяснение степени готовности пациента и меры той информации, которую он готов воспринять.
Giving KNOWLEDGE and Information to the Patient - Сообщение новости.
Addressing the Patient’s EMOTIONS with Empathic Responses - Предоставление возможности пациенту пережить все текущие эмоции. Проявление эмпатии и сочувствия к эмоциям пациента
S-STRATEGY and SUMMARY. – Стратегия и суммирование. План лечения.
2. ABCDE
Advance preparation - Предварительная подготовка. Планирование беседы.
Build a therapeutic environment/relationship - Построение терапевтической среды.
Communicate well - Качественное общение
Deal with patient and family reactions - Отработка реакций пациента и семьи
Encourage and validate emotions - Поддержка и подтверждение эмоций
3. Метод 10 шагов Кэя
Шаг 1 – подготовьтесь
Шаг 2 – выясните, что пациент (родитель) уже знает
Шаг 3 – определите, требуется ли больше информации
Шаг 4 – предупредите
Шаг 5 – будьте готовы к отрицанию
Шаг 6 – объясните, если необходимо
Шаг 7 – выслушайте вопросы, которые вызывают беспокойство
Шаг 8 – создайте условия для открытого обсуждения чувств
Шаг 9 – подведите итоги
Шаг 10 – предложите дальнейшую помощь
4. CONNECT
Context – Контекст. Проверка данных, планирование беседы.
Organization – Организация. Конфиденциальность, рабочая аппаратура.
Near and Niceties – Близость и точность. Представление, объяснение своей роли, идентификация пациента.
Emotions – Эмоции. Оценка знаний пациента о заболевании. Сообщение новостей. Предоставление возможности пациенту пережить все текущие эмоции.
Counseling – Консультирование. Проверка понимания, план лечения, согласование дальнейших действий.
Taking Care – Забота. Выяснение текущих потребностей пациента. Обобщение выводов.
5. SIR-PRESS
Security – Безопасность. Обеспечение безопасности медицинского работника при сообщении плохих новостей в случае конфликтной или агрессивной реакции пациента
Information – Информированность врача.
Relationship – Отношения с пациентом.
Perception – Восприятие. Оценка знаний пациента о заболевании
Reveal – Раскрытие. Предоставление возможности пациенту пережить все текущие эмоции.
Empathy – Эмпатия. Проявление сочувствия к эмоциям пациента
Strategy – Стратегия. План лечения.

Обсуждение

Очевидно, что все протоколы имеют схожее содержание шагов. В частности, подготовку к беседе, выяснение степени осведомленности пациента о своем состоянии и заболевании или реагирование на эмоции пациента. В более новом протоколе SIR-PRESS появляется акцент на создании безопасной среды для самого врача, что скорее всего связано с частыми агрессивными реакциями пациентов на сообщение тяжелых новостей, что ставит самого врача под угрозу.

Выводы

Несмотря на имеющиеся нюансы в беседе с пациентом (родственником пациента) при сообщении плохих новостей, все они направлены на организацию такого диалога, в котором врач проявляет отрефлексированную эмпатию, развивает свою способность к пониманию личности пациента, глубины его переживания, при этом сохраняя некую дистанцию, демонстрируя рациональность диалога, направленность на действенную помощь пациенту. Стоит вопрос о выработке коммуникативной модели сообщения плохих новостей, учитывающей российскую ментальность со спецификой ее речевого выражения. Важно подчеркнуть, что обучение врачей направленной на эмпатию коммуникации в сообщении плохих новостей по протоколам позволит уйти от автоматизма реагирования и повысит культуру помогающего общения в сложных профессиональных ситуациях.

Тема: Коммуникативные навыки
Мария Халак

Педагогический дизайн образовательных программ высшего образования, содержащих коммуникативный компонент

Автор(ы): Лопатин З.В.

Город: Москва

Учреждение: ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Актуальность

Проектирование образовательных программ специалитета и ординатуры требует от преподавателей и методистов соблюдения требований ФГОС. На данный момент образовательные стандарты укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" содержат коммуникативную компетенцию только в части универсальной компетенции, что снижает значимость навыков общения с пациентом и взаимодействия в команде.

Цель

Изучить место коммуникативной компетенции в структуре образовательных программ высшего образования.

Материалы и методы

Анализ федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 3++ по программам ординатуры по 38 специальностям, а также по программам специалитета по специальностям Лечебное дело и Педиатрия.

Результаты

Коммуникативные навыки являются профессиональной компетенцией для специалистов, осуществляющих клиническую практику, что в недостаточной степени отражено в документации, регламентирующей образовательную деятельность по «клиническим» специальностям в ординатуре и специалитете.
Подготовка медицинских кадров осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных нормативных правовых актов Минобрнауки России и Минздрава России, а также с учетом профессиональных стандартов, которые утверждаются Минтрудом России и мнения представителей работодателя. Кроме того, лицензирующим органом, Рособрнадзором, также предъявляются требования к программам их содержанию. Сопоставление большого количества регламентирующих документов - уже не простая задача, поэтому указать на этапе разработки программы все детали реализации не всегда представляется возможным. Это приводит к тому, что для облегчения методической работы часть дисциплин и формат их реализации «упрощается».

Обсуждение

В результате анализа федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения 3++ по программам ординатуры по 38 специальностям, а также по программам специалитета по специальностям Лечебное дело и Педиатрия отмечается, что коммуникативная компетенция относится к группе универсальных компетенций. В профессиональных стандартах, которые являются источником и основополагающим документом для формирования профессиональных компетенций, формируемых у обучающихся, имеется указание на необходимые знания методик сбора жалоб и анамнеза у пациентов, трудовые функции сбора жалоб, анамнеза жизни у пациентов, а также консультация пациентов по вопросам лечебного и здорового питания, что косвенно требует формирования коммуникативной компетенции как профессиональной компетенции.

Выводы

При проектировании образовательных программ высшего образования следует уделять внимание месту и подходам к формированию коммуникативной компетенции в матрице компетенций и рабочих программ дисциплин. Методически обоснованным является формирование компетенций у будущих специалистов по принципу от универсальных к профессиональным, поэтому представляется целесообразным формировать навыки коммуникации как в рамках базовых дисциплин, так и специальных.

Тема: Коммуникативные навыки
Захар Лопатин

Врач-пациент: ожидания и реальность.

Автор(ы): Помыткина Т.Ю.

Город: Ижевск

Учреждение: ФГБОУ ВО ИГМА Министерства здравоохранения РФ

Актуальность

Важно понимать, что сфера здравоохранения связана с базовыми потребностями личности, неудовлетворение которых быстро приводит к эскалации конфликта между медицинским работником и пациентом (родственником пациента), коммуникация очень быстро может перерасти в силовое противодействие и повлечь за собой широкий общественный резонанс.
Согласно статистике Минздрава с 2010 по 2016 год совершено 1,2 тыс. нападений на медиков при исполнении их обязанностей. За I полугодие 2023 года зафиксировано 820 случаев применения насилия в отношении медицинских работников.
С другой стороны в течение последних семи лет количество сообщений о преступлениях медиков колеблется в диапазоне от 4947 (2016 год) до 6623 (2018 год). Число уголовных дел по ним сначала росло (в 2016 году их было 878, в 2017-м — 1791, в 2018-м — 2229), а потом стало снижаться (в 2019-м — 2168, в 2020-м — 1639, в 2021-м — 2095).
Статистика нам демонстрирует нарастание поляризации социальных групп в ситуации открытости и доступности информации и развитие социального конфликта в соответствии с законами, описанными Л. Козером и Р. Дарендорфом.
Для решения проблемы конфликтного взаимодействия «врач-пациент» перспективным представляется изучение социальных представлений каждой социальной группы друг о друге. Социальные представления как специфический способ понимания и коммуникации могут как облегчат взаимодействие, так и препятствовать ему.

Цель

Изучение противоречий в социальных представлениях о «реальном-идеальном враче» и «реальном-идеальном пациенте» в социальных группах врачей и пациентов.

Материалы и методы

В данной исследовательской работе применялся метод свободных ассоциаций, который относится к малоструктурированным методам. Социальным группам "Врачи" (77человек) и "Пациенты" (68 человек) было предложено дать 5 ассоциаций на понятия "идеальный врач", "реальный врач", "идеальный пациент", "реальный пациент". Наиболее чаксто встречающиеся ассоциации являются самыми характерными для социального представления и называются в первую очередь входят в ядро социальных представлений и составляют концептуальные основы мнения опрашиваемых о феномене.

Результаты

В структуре социальных представлений врачей ядро понятий составляют качества: «пациент» - нудный, беспокойный, растерянный, злой, плаксивый, безответственный, послушный, требующий, аккуратный, понимающий, требующий, аккуратный, понимающий, приветливый, контактный, наглый, больной
«Идеальный пациент»- приветливый, контактный, спокойный, выздоравливающий, послушный, понимающий, ответственный, любознательный, щедрый, внимательный.
«Врач»: интеллигентный, образованный, аккуратный, чуткий, внимательный, опытный, ответственный, доброжелательный. "Идеальный врач» - образованный, доброжелательный, опытный, интеллигентный, внимательный, чуткий, ответственный, начитанный.
У пациентов ядро представлений составляют следующие качества: «пациент»- аккуратный, ведомый, послушный, веселый, ворчливый, грустный, изможденный, исполнительный, надоедливый, страдающий, требующий, тревожный, отзывчивый, рассудительный, нудный.«Идеальный пациент»- послушный, вежливый, доброжелательный, добрый, здоровый, некурящий, непьющий, уравновешенный, спокойный
«Врач»: адекватный, внимательный, грамотный, образованный, добрый, злой, раздражительный, опытный, ответственный, тактичный, вежливый.
«Идеальный врач»: адекватный, аккуратный, внимательный/заинтересованный, добрый, заботливый, опытный, самоотверженный, бескорыстный, вежливый, так-
тичный, надежный, заслуженный.

Обсуждение

Представления врачей о реальном и идеальном пациенте противоречивы. В них присутствуют противоположные характеристики: «ответственный - безответственный», «беспокойный - спокойный», «больной-выздоравливающий», «послушный - требующий», они составляют источник противоречия в конфликте ожиданий врача и препятствует конструктивному взаимодействию врача с пациентом. Совпадения в качествах «понимающий», "контактный» может стать предпосылкой для конструктивного взаимодействия врача и пациента. Подтверждает идею о конфликте ожиданий и то, что «Идеальный пациент» наделен в представлении врача положительными качествами: ответственный, приветливый, послушный, понимающий, контактный.
То, что источник конфликтности во взаимодействии врача и пациента находятся в области их коммуникации, подтверждает и тот факт, что пациенты в своих представлениях о враче включают профессиональные качества при отрицательных коммуникативных качествах: «злой» и «раздражительный».
В обеих социальных группах имеются схожие представления об идеальном враче и идеальном пациенте. Однако в представлениях врачей об «Идеальном враче» прослеживается преобладание профессиональных качеств (опытный, образованный, начитанный), в то время как в образе «Идеального врача» у пациентов преобладают коммуникативные качества (внимательный, вежливый, чуткий, добрый, заботливый). Несовпадение социальных представлений и ожиданий как со стороны врача так и со стороны пациента может стать благоприятной почвой для развития конфликтного взаимодействия. Исследование наглядно показывает запрос ос стороны пациентского сообщества на развитие коммуникативных качеств медицинского персонала, а также необходимость формирования положительного образа врача со стороны государства и общества.

Выводы

Результаты исследования подтверждают наличие конфликта ожиданий в основе которого лежит противоречие в социальных представлениях врачей и пациентов.
Негативное восприятие пациента врачом является основой для неконструктивного взаимодействия, ожидание от пациента негативных эмоций, что может предопределить весь процесс коммуникации. Представления пациентов о том, что врач злой, раздражительный и агрессивный (идеальный образ «добрый» и «внимательный») препятствует адекватному взаимодействию пациента с врачом. Наличие положительных качеств «приветливый», «понимающий», «контактный» в представлениях врача об «Идеальном пациенте» и «Пациенте» может стать предпосылкой для конструктивного взаимодействия врача с пациентом даже в условиях объективных противоречий.

Тема: Коммуникативные навыки
Татьяна Помыткина

Особенности взаимоотношений в модели врач-медицинская сестра-пациент.

Автор(ы): Шапекина Е.А.

Город: Тверь

Учреждение: ФГБОУ ВО "Тверской ГМУ" Минздрава России

Актуальность

В последние десятилетия с целью улучшения качества оказания медицинской помощи активно применяется пациент-ориентированная модель медицинского консультирования. Большое внимание уделяется взаимоотношениям между врачом и пациентом. Большинство проведенных исследований направлены на изучение процесса общения врача с пациентом в модели «врач-пациент». Но не стоит забывать, что на приеме, как правило, присутствует третий участник консультации - медицинская сестра. В связи с этим можно утверждать, что эффективность оказания медицинской помощи будет формироваться на модели отношений между врачом, медицинской сестрой и пациентом.

Цель

Привлечь внимание к проблеме взаимодействия в модели "врач-медсестра-пациент".

Результаты

В ситуации «врач-медсестра-пациент» руководящая роль все-таки принадлежит врачу, поэтому многое зависит от его стиля работы, от его выбора модели консультирования. Наиболее верным и эффективным является общение, основанное на сотрудничестве и взаимоуважении между всеми участниками медицинской консультации. Сложившиеся доброжелательные отношения между врачом и медицинской сестрой будут оказывать влияние на качество приема пациента, а также на удовлетворенность медицинского персонала своей работой, что очень важно для предотвращения увольнений сотрудников из лечебных учреждений (Sarkar T., 2022; Gunnarsdóttir S., 2006). В статье 2021 года Malinowska-Lipie et al. сообщают о том, что такие факторы как сотрудничество с врачами и поддержка руководства играют значительную роль в улучшении оказания помощи средним медицинским персоналом. Исследование показало значимую связь между оценкой безопасности пациентов и рабочей средой медсестер.
Anggarawati1et al. в 2016 году проводили исследование, направленное на изучение взаимосвязи между медицинской сестрой и врачом во время медицинской консультации: взаимосвязь общих интересов с качеством оказания сестринских услуг. Результаты исследования демонстрируют, что существуют четкие взаимосвязи общего интереса с качеством выполнения медсестрами своих обязанностей.
На взаимоотношения врача и медсестры оказывает влияние их возраст. Более благоприятно складывается ситуация, когда медицинская сестра моложе доктора. В таком случае она перенимает опыт врача, без оспаривания выполняет его задания. Но, в противоположной ситуации, когда медсестра старше и опытнее врача, порой возникают недопонимания между этими медицинскими работниками, которые могут вызвать сомнения у пациента в отношении компетентности врача, что снизит приверженность назначениям.
На своем рабочем месте врач и медсестра выполняют свои должностные инструкции и обязанности. В настоящее время медсестер часто привлекают для реализации поставленных задач, которые обычно выполняют врачи. Порой это необходимо для снижения нагрузки на докторов. При возникновении таких ситуаций для медсестер важно доверие и сотрудничество врачей. При этом медсестры, работающие в одиночку, иногда испытывают затруднения при общении с врачами. По проведенному исследованию, пациенты в таких ситуациях все-таки предпочитают врачей, хотя считают, что медсестры более доступны (Karimi‐Shahanjarini A.,2019). Данная ситуация может отрицательно сказываться на репутации врачей: их авторитет снижается.
Возникновение конфликтов между врачом и медицинской сестрой может препятствовать структурированию врачебного приема, препятствовать пониманию пациентом назначений и рекомендаций, снижать доверие к врачу/медсестре, а также способствовать отсутствию ощущения комфорта у пациента во время присутствия на врачебном приеме. В связи с этим не допустимо, чтобы разногласия, возникающие между врачом и медицинской сестрой становились известны пациентам, конфликтные ситуации должны разрешаться конструктивным путем.
Нередки случаи возникновения конфликтных ситуаций между пациентами и медицинским персоналом. Ранее было отмечено, что медсестры чаще, чем врачи, подвержены эмоциональному и физическому насилию. Исследование, проведенное в 2019 году, показывает, что насилие со стороны пациентов и посетителей в отделениях неотложной помощи является серьезным риском для медсестер и врачей. На возникновение конфликтов оказывают влияние не только возникшие заболевания и назначенные обследования и лечения пациентов, а также то, как организовано рабочее место и режим работы. Основываясь на анализе полученных данных, можно сделать вывод, что более старший возраст медсестер, удовлетворенность работой и доброжелательное отношение к пациентам связаны с меньшим опытом эмоционального насилия со стороны пациентов и посетителей (Berlanda S., 2019).

Выводы

Таким образом становится очевидным тот факт, что на врачебном приеме присутствует три участника: врач, пациент и медицинская сестра, это необходимо учитывать при выборе модели общения. Возникшие доброжелательные отношения способствуют повышению удовлетворенности медицинских работников своей работой. Взаимоотношения всех участников медицинской консультации влияют на ход приема. Плохие отношения между врачом и медсестрой приводят к снижению авторитета врача/медсестры, что может повлиять на снижение уровня доверия пациента, снижению его приверженности назначениям доктора. Поэтому необходимо способствовать формированию доверительных и уважительных отношений в модели «врач-медсестра-пациент», которые помогут избежать возникновения конфликтных ситуаций между всеми участниками медицинской консультации.

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Шапекина

Проблемы коммуникации в специализированной медицине: профиль "психиатрия".

Автор(ы): Давидов Д.Р., Москвичева А.С., Орлюк М.А.

Город: Москва

Учреждение: Университет "Синергия", медицинский факультет

Актуальность

В современном мире важное значение приобретают понятия "гуманности" и "равноправия" в различных сферах, в том числе, при оказании медицинской помощи, а также поддержание психического здоровья как поставщиков медицинских услуг, так и их потребителей. Сфера душевных заболеваний, однако, по-прежнему окружена слухами, связана с разнообразными опасениями пациентов и их родственников; кроме того, она наиболее часто подвергается стигматизации во всех аспектах. Актуальность темы подтверждается рядом зарубежных и отечественных исследований по коммуникативным навыкам, в том числе, при оказании медицинской помощи по профилю "психиатрия".

Цель

Целью исследования стало изучение проблем, возникающих при коммуникации среднего и младшего медицинского персонала и когнитивно-сохранного пациента при оказании специализированной медицинской помощи по профилю "психиатрия", оценка удовлетворенности медицинского персонала и пациентов результатом коммуникативного взаимодействия (получение информации или требуемой услуги) в стационарных условиях оказания медицинской помощи.

Материалы и методы

При проведении исследования использовались анкетные формы, разработанные авторами лично. Итоговые варианты анкет были утверждены локальным этическим комитетом клинической психиатрической больницы. Формулировки вопросов и их последовательность были максимально приближены в бланках, заполняемых медицинским персоналом и пациентами.
После факта коммуникативного взаимодействия при оказании медицинской помощи/медицинской услуги пациенту и сотруднику из числа среднего/младшего медицинского персонала, участвовавшим в коммуникативном акте, было предложено заполнить анкетные формы в отделениях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях. Всего было заполнено и обработано 100 анкет для среднего медицинского персонала, 100 - для младшего медицинского персонала, 200 - для когнитивно-сохранных пациентов. При проведении исследования обязательным требованием было сохранение анонимности для обоих сторон, принявших участие в исследовании.

Результаты

Авторам исследования удалось выявить 2 основные коммуникативные проблемы для среднего медицинского персонала: отсутствие персонализации при взаимодействии с группами пациентов, различающимися по когнитивному статусу (то есть и к пациенту в остром психозе, и к пациенту находящемуся в пограничном состоянии применяется одна и та же коммуникативная тактика; таким образом, в первом случае контакт не удается установить в принципе, а во втором достаточно быстро развивается конфликтная ситуация) и трудности в выделении потребностей пациентов (то есть с выполнением основной задачи среднего медицинского персонала), так как из-за особенностей когнитивного статуса пациента часто оказывается трудной сама формулировка мысли или желания, а еще они могут подвергаться изменению слишком часто. Из этих двух основных проблем формируется вполне закономерный результат: пациент чувствует себя «узником» и «заложником», задачей которого является не лечение, а выживание во «враждебной среде» больницы.
Младший медицинский персонал в отделениях оказания специализированной медицинской помощи реализует задачи контроля и обеспечения режима дня пациентов и оказания помощи среднему медицинскому персоналу. При проведении анкетирования были выявлены также 2 основные проблемы. Первая связана с недостатком специальных медицинских знаний: например, при предотвращении конфликтов (что также входит в обязанности младшего медицинского персонала) желательно распознать триггер еще до того, как он приведет к развитию ситуации; младший персонал сообщил, что зачастую просто не способен предположить в обыденной ситуации или предмете тот самый провоцирующий фактор. Вторая проблема связана с нарушением субординации из-за необходимости обращения к пациенту на «ты»: это приводит к неизбежному сближению даже с когнитивно-сохранными пациентами; при наличии же минимально выраженной расторможенности (в том числе, сексуального характера, что не редкость) такое обращение приводит к интересу и взаимодействию определенного характера со стороны пациента. Младший персонал вынужден «придумывать» отговорки и способы прекратить нежелательные намеки или действия, достаточно жестко, чтобы остановить развитие ситуации, но и достаточно мягко, чтобы не обидеть пациента, ухудшив его психическое состояние.

Основной проблемой пациента, согласно анкетированию, стало пребывание в режимном учреждении, оказывающим медицинскую помощь по профилю «психиатрия». Помимо самого факта душевной болезни и пребывания на стационарном лечении (что является достаточным психотравмирующим фактором), пациент оказывается в условиях совершенно новой для него реальности, которая требует значительного взаимодействия и помощи со стороны персонала учреждения для быстрой и успешной адаптации пациента, а, следовательно, возможности перейти к терапевтическим мероприятиям.

Обсуждение

Проведенное исследование было направлено на оценку эффективности коммуникативного взаимодействия при оказании медицинской помощи по профилю «психиатрия» между средним и младшим медицинским персоналом и пациентами стационара. Выявленные трудности далеко не исчерпывают список проблем, вскрывающихся при опросе врачебного персонала, родственников пациентов и других заинтересованных лиц. Однако даже на этом этапе можно сказать, что психологическая помощь при оказании специализированной медицинской помощи (в том числе по профилям «наркология», «фтизиатрия» и др.) должна быть направлена не только на терапию по основному профилю заболевания пациента, но и на ускорение его адаптации и создание максимального психологического комфорта при пребывании в стационаре особого типа; кроме того, поддерживающая терапия и тренинги по коммуникации должны стать частью рутинной практики всех специалистов, оказывающих помощь «трудным больным» с целью, в том числе, сохранения кадрового состава.

Выводы

На наш взгляд, необходимо продолжить и расширить аналогичные исследования при оказании специализированной медицинской помощи.

Тема: Коммуникативные навыки
Давид Давидов

Развитие коммуникативных навыков у ординаторов

Автор(ы): Мутигуллина А.А.

Город: Казань

Учреждение: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Актуальность

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью реализации в образовательном процессе подготовки ординаторов приоритетов национального проекта "Здравоохранение" – формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих. За частую молодые врачи в первые годы работы сталкиваются с коммуникативными трудностями при общении с пациентами, родственниками тяжелобольных пациентов. У многих возникает коммуникативный барьер при построении беседы, организации школ здоровья пациентов, санитарно-просветительских мероприятий.

Цель

Нашей целью является формирование у ординаторов коммуникативных навыков общения с пациентами и родственниками пациента с целью повышения эффективности лечебного и реабилитационного процессов.

Материалы и методы

Построение образовательного процесса по дисциплине "Педагогика" для ординаторов включает в себя освоение двух модулей: Основы педагогики и методика профессионального образования, и Медицинская педагогика. Изучение дисциплины спроектировано за счет поэтапного формирования педагогических навыков, необходимых для реализации универсальных компетенций, которыми должны обладать ординаторы- это готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Для эффективности формирования данных компетенций, обучающий процесс спроектирован по принципу последовательности, системности и практико-ориентированности. Подача материала осуществляется через призму практического применения данных знаний и умений ординаторами в условиях поликлиник и стационаров. Рассматриваются подходы применения современных технологии образования, сущность данных методов и их применение в системе медицинского образования, а также в практической деятельности врача. Особое внимание уделяется для изучения темы: Педагогическое взаимодействие, структура педагогического общения. Ознакомив ординаторов в основными понятиями по данной теме, переходим к разбору педагогических ситуаций "Особенности педагогического общения в вузе". Тема "Общение" рассматривается нами и с аспекта умения осуществлять процесс взаимодействия в коллективе. Изучаем стили руководства, особенности деятельности руководителя в коллективе. Второй модуль, посвящен овладению ординаторами навыков готовности к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих. На занятиях освещаются вопросы: просветительская работа врача, педагогические подходы к формированию навыков здорового образа жизни, педагогические принципы взаимодействия в триаде: врач, пациент, медицинская сестра. Аспекты превентивной, профилактической медицины, были и остаются перспективными направлениями деятельности практикующего врача. Компетенции по проектированию занятий, выбору методов и подходов проведения занятий, сформированные в первом модуле, составляют основу для моделирования занятий школ здоровья,профилактических мероприятий, организации индивидуальной беседы с пациентом. На практических занятиях, в процессе организованной ролевой игры, ординаторы выступают в роли педагога и демонстрируют коммуникативные навыки общения с пациентом, умения обучать и воспитывать пациентов навыков формирования здорового образа жизни, с учетом специфики обучения взрослых и т.д.

Результаты

Данный подход построения образовательного процесса при изучении дисциплины "Педагогика" практикуется нами на кафедре более пяти лет. Общая концепция приняла одобрение и со стороны преподавательского состава, и вызывала интерес со стороны ординаторов, так как компетенции, формируемые на дисциплине, позволяют повысить уровень профессиональной компетентности будущего специалиста при работе, как со студентами, так и при работе с пациентами. Моделирование практических занятий с применением игровых имитационных методов обучения позволяет формировать профессиональные и коммуникативные компетенции, необходимые для работы в практическом здравоохранении.

Выводы

С целью повышения эффективности формирования коммуникативных навыков у ординаторов при изучении дисциплины "Педагогика" целесообразно спроектировать образовательный процесс по средствам применения не имитационных и имитационных методов обучения с учетом принципов последовательности, системности и практико-ориентированности Проведение занятий в формате ролевых и деловых игр способствует более эффективному формированию навыков педагогического общения и общения с пациентами, ординаторы обучаются преодолевать коммуникативные барьеры.

Тема: Коммуникативные навыки
Айгуль Мутигуллина