Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Самовосприятие студентов на развитие клинической компетентности с помощью виртуального пациента

Самовосприятие студентов на развитие клинической компетентности с помощью виртуального пациента

Автор(ы): Кемелова Г.С., Риклефс В.П., Аимбетова Д.Б.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО «Медицинский университет Караганды» (НАО «МУК»)

Актуальность

Современное медицинское образование предлагает широкий спектр симуляционных технологий для развития клинических навыков, при этом инновационным решением при ограниченных возможностях работы с реальными пациентами являются виртуальные интерактивные системы. Такой инновационной платформой является виртуальная интерактивная система Body Interact, предназначенная для постановки диагноза, принятия клинического решения, а также оказания неотложной помощи. По данным литературы, подобные инновационные технологии способствуют эффективному обучению студентов-медиков, повышают качество подготовки будущих специалистов здравоохранения и готовность применять свои знания в клинической практике. В Медицинском университете Караганды Body Interact используется в учебном процессе с 2017 года и возникла необходимость оценить восприятие студентами клинических случаев и их влияние на общую клиническую компетентность обучающихся.

Цель

Цель – изучить самовосприятие студентов-медиков во время обучения с помощью виртуального пациента и оценить влияние на развитие клинической компетентности.

Материалы и методы

Для оценки самовосприятия студентов был использован опросник с оценкой развития навыка принятия клинического решения после применения виртуальной интерактивной системы BodyInteract. В анкетировании приняли участие студенты 5,6,7 курсов специальности «Общая медицина» Медицинского университета Караганды, прошедшие обучение в Центре симуляционных и образовательных технологий согласно расписанию практических занятий в 2019-2020 учебном году. Всем студентам прошедшим практическое занятие с применением виртуального пациента предлагалось пройти онлайн анкетирование на платформе GoogleForm, доступная всем с помощью QR кода. Body Interact является продуктом компании Института Педро Нунес, TecBis, Португалия, горизонтальный сенсорный стол-экран, имеющий в наличии более 20 клинических сценариев, адаптированных на русский язык с различными патологиями по эндокринологии (3 случая), кардиологии (9 случаев), неврологии (4 случая), респираторным заболеваниям (4 случая) и инфекционным заболеваниям (2 случая), а также более 50 клинических сценариев на английском языке.

Результаты

Было проанкетировано 119 студентов специальности «общая медицина», прошедшие обучение на Body Interact. Результаты анкетирования показали, что студентов 5 курса составило 42,5%, 6 курса – 13,4%, 7 курса - 44,1%. В качестве сильных сторон респонденты отметили, что клинические случаи «позволяют адаптироваться как в реальной жизни», «позволяют оценить знания и определить свои слабые стороны», «повышают клиническое мышление», «имеется большой выбор методов диагностики и лечения», «достаточно реалистичные случаи». В качестве слабых сторон отметили, что «на итоговую оценку не влияют ошибки диагностики и лечения, есть шанс попасть в точку, выбрав лечение наугад», «предложенные методы лечения отличается от национального протокола диагностики и лечения», «можно повторить в случае неудачи», «кейсы имеют больше положительного, чем отрицательного». Степень своего умственного напряжения во время прохождения кейса по шкале от 1 до 10 баллов «максимальное напряжение» ощущали 16% студентов, 9 баллов - 10,1%, 8 баллов - 31,9%, 7 баллов - 15,1%, 6 баллов - 5,9%, 5 баллов - 11,8% студентов. При этом, максимальное напряжение испытывали студенты 5 курса, которые имели меньше клинического опыта. 20,2% респондентов отметили «абсолютную уверенность», и выполняли кейс «как врач в реальной практике», 58,8% студентов были «уверенны», а 13,4% «не были уверенны», особенно при интерпретации диагностических методов исследования и назначении лечения. 87,4% респондентов ответили, что уровень сложности случаев соответствовал уровню их знаний, у 89,9% клинические случаи помогли им улучшить навыки постановки диагноза, у 83% случаи помогают быть подготовленным к встрече с реальными пациентами, 87,3% приобрели ценный опыт, а 9,2% респондентов остались неуверенными. В целом, 90% респондентов отмечают положительное влияние работы с виртуальным пациентом на развитие клинической компетентности.
Изучалось самовосприятие обучающихся на собственные эмоции и оценивались такие чувства, как расстроенный, враждебный, встревоженный, пристыженный, вдохновленный, нервный, решительный, внимательный, испуганный, активный.

Обсуждение

Проведено исследование самовосприятия студентов старших курсов специальности «общая медицина», обучавшиеся с помощью Body Interact. Студенты изучали более 20 клинических сценариев по разным дисциплинам. Более 80% респондентов отмечают, что справились с клиническими сценариями, так как уровень сложности соответствовал уровню их знаний. При этом 90% респондентов признают, что клинические случаи помогают им улучшить навыки постановки диагноза, быть подготовленным к встрече с реальными пациентами и дают ценный опыт по принятию клинического решения. Таким образом, интерактивные виртуальные системы положительно влияют на развитие клинической компетентности.

Выводы

Таким образом, данное исследование восприятия студентов при работе с виртуальным пациентом позволяет сделать следующие выводы:
1. Чувство тревоги и неуверенности чаще встречалось у студентов 5 курса при решении клинических сценариев вследствие того, что у них не было достаточно знаний и навыков в области ведения пациента в кризисной ситуации.
2. Около 90% респондентов уверенны в том, что работа с виртуальным пациентом способствует повышению клинической компетентности и развитию навыков принятия решения для дальнейшего применения в клинической практике.
3. Виртуальные интерактивные системы типа Body Interact являются оптимальным решением для повышения качества медицинского образования в рамках программы клинического обучения.

Тема: Менеджмент симуляционного центра
Гульшат Кемелова

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: