Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Применение виртуальных пациентов на платформе открытого доступа для развития клинического мышления в условиях дистанционного обучения

Применение виртуальных пациентов на платформе открытого доступа для развития клинического мышления в условиях дистанционного обучения

Автор(ы): Риклефс В.П., Калиева Ш.С.

Город: Караганда, Казахстан

Учреждение: НАО "Медицинский университет Караганды"

Актуальность

В постоянно меняющемся мире от университетов требуется уже не столько передать знания будущим специалистам, сколько научить их критическому мышлению, принятию быстрых решений и получению знаний на протяжении всей жизни. Для этого необходимо практико-ориентированное обучение, способствующее развитию гибких навыков и индивидуализированному обучению в контексте триединства образования, практики и науки.
Классическим методом обучения в этом случае является клиническое обучение с практикой на реальных пациентах. Однако, в последнее время, в медицинском образовании всё больше наблюдаются несколько тенденций, препятствующих полноценному клиническому обучению:
• сокращается продолжительность пребывания пациентов в стационарах;
• всё большее количество заболеваний лечится на амбулаторном уровне или в домашних условиях;
• сокращается время, отведённое на консультации пациентов в амбулаторных условиях;
• во многих лечебных учреждениях отсутствуют условия для размещения большого количества студентов;
• постоянно увеличивающийся объём медицинских знаний и процедур, который невозможно освоить в рамках только клинической практики;
• пациенты возражают против взаимодействия со студентами;
• практикующие клиницисты имеют весьма ограниченное время на взаимодействие со студентами и организацию их обучения на рабочем месте;
• усиливающийся риск пандемий, в условиях которых очное обучение становится невозможным.
Другим серьёзным фактором является обеспечение обучения в безопасной среде, как для студентов, так и для пациентов. Подобное обучение невозможно без предварительной подготовки по выполнению навыков в условиях симуляционного обучения, в том числе с применением виртуальных пациентов.

Цель

Цель настоящей работы заключается в том, чтобы продемонстрировать возможности реализации обучения с применением виртуальных пациентов на платформе открытого доступа в условиях дистанционного обучения.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 445 студентов, обучавшиеся на 4 и 5 курсах по дисциплинам «Основы детских болезней» и «Основы общей врачебной практики», в рамках проекта повышения потенциала в высшем образовании Erasmus+ TAME («Обучение во избежание медицинских ошибок»), 86 студентов участвовали в качестве контрольной группы. В обучении студентов были использованы 12 случаев виртуальных пациентов, разработанных на открытой платформе Open Labyrinth (http://olab.tame-project.org). Каждый случай представлял собой набор текстовых описаний клинической ситуации с мультимедийными данными (фотографии, видео, аудио) лабораторных и инструментальных исследований. Каждый случай содержал 3 точки принятия решения по диагностике, профилактике и лечению заболеваний, после которых студентам предъявлялась новая информация, в зависимости от принятого решения. Случаи представлялись студентам в двух вариантах – линейном, когда решения за студентов были приняты заранее тьютором и разветвлённом, когда решения принимали сами студенты. После окончания каждого случая проводилось анкетирование для самооценки способностей по принятию клинических решений, полученного опыта и эмоционального состояния. В конце семестра проводилось тестирование, состоящее из трёх блоков вопросов: 1) непосредственно по случаям; 2) по заболеваниям, разбираемым в случаях; 3) по заболеваниям, разбираемых в рамках дисциплины, но не отражённых в случаях. Тестирование проводилось также и в контрольной группе.
Обсуждение каждого случая виртуального пациента проходило в группе студентов два занятия под руководством тьютора – на первом занятии разбирался сам случай, а на втором занятии проводился дебрифинг по допущенным ошибкам.

Результаты

Оценивая результаты анкетирования и тестирования студентов, нами было отмечено, что в ходе обучения с виртуальными пациентами эмоциональная реакция на линейные случаи со временем угасает, а в разветвлённых случаях студенты находятся постоянно в эмоциональном тонусе и мотивация поддерживается на протяжении всего периода обучения. Студенты также приобретают больше опыта при обучении на разветвлённых случаях, однако воспринимаемые ими способности по принятию клинических решений были выше при обучении с помощью линейных случаев. При тестировании было выявлено, что, в-целом, разветвлённые случаи способствовали большей устойчивости знаний и навыков, чем линейные случаи и традиционное обучение. Тем не менее, 12 случаев было недостаточно для адекватного переноса полученных знаний и навыков на новые клинические ситуации – воспроизводимость знаний не отличалась в исследуемых группах по заболеваниям, не отражённых в случаях и даже была несколько выше в контрольной группе.
При диалоге с тьюторами в ходе исследования было отмечено, что участие в проекте позволило им прийти к пониманию необходимости изменения в подходах обучения и разработке специальных обучающих материалов для клинического обучения с использованием e-learning. ППС впервые имели возможность обучиться разработке клинических случаев с медицинской ошибкой с использованием “виртуального пациента” на открытой онлайн-платформе. Преподаватели осознали, что виртуальный пациент создаёт больше возможностей для студентов попрактиковаться в принятии клинических решений вне реального контакта с пациентом. После этого они стали активно применять эту методику не только в рамках проекта, но и для преподавания других клинических дисциплин и модулей, где требуется контакт с пациентом. При этом всеми однозначно было отмечена лёгкость перевода этого формата обучения как в очный, так и дистанционный формат.

Тема: Мультидициплинарный тренинг
Виктор Риклефс

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: