Автор(ы): Хощенко Ю.А., Начетова Т.А., Нагорный А.В., Назаренко М.Л.
Город: Белгород
Учреждение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Актуальность
Выполнение национального проекта «Здравоохранение» предполагает изменение характера отношений между врачами и пациентами, улучшение качества медицинской помощи населению и повышение квалификации медицинских работников в системе Непрерывного медицинского образования, а также формирование бережливой личности. Перспективной формой обучения сотрудников медицинских учреждений инструментам и технологиям бережливого производства является Фабрика медицинских процессов. Однако до настоящего времени, несмотря на актуальность проблемы, в доступных литературных источниках практически не приводятся результаты изучения факторов, влияющих на результативность такого обучения, что и определило цель нашего исследования.
Цель
Целью работы явилось выявление проблем, связанных с обучением медицинских работников на Фабрике медицинских процессов и определение путей их решения.
Материалы и методы
Проанализированы анкеты 50 обучающихся на Фабрике медицинских процессов ( группа 1 – с высшим медицинским образованием, n = 25, обучение в рамках 36-часовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (ДПППК) «Бережливая поликлиника» т группа 2 - со средним профессиональным медицинским образованием n = 25, обучение в рамках 18-часовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (ДПППК) «Бережливая поликлиника». Анкеты содержали вопросы для выявления уровня подготовки медицинских работников по вопросам инструментов бережливого производства, позволяли оценить уровень стресса при обучении на Фабрике медицинских процессов и отношение анкетируемых к методике проведения Фабрики, а также готовность после окончания ДПППК работать в составе проектного офиса медицинской организации и в выполнении бережливых проектов. Статистическая обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета программ «Statgraphics Сenturion». Для оценки достоверности различий применяли метод углового преобразования Фишера, с целью выявления причин, способных оказать влияние на итоги обучения на Фабрике медицинских процессов - факторный анализ.
Результаты
Результаты исследования позволили выявить 5 факторов, оказывающих влияние на обучение медицинских работников на Фабрике процессов «Профилактический осмотр».
Первый из них можно охарактеризовать как эмоциональный, так как в него вошли такие признаки, как волнение при проведении медицинских манипуляций (факторная нагрузка (ФН) =0,80) и при самостоятельном применении инструментов бережливого производства (ФН=0,84).
Второй фактор был связан с пониманием необходимости обучению инструментам и технологиям бережливого производства, о чем свидетельствовали как уже имеющийся опыт (участие в выполнении бережливых проектов (ФН = 0,59), применение инструментов бережливого производства на своем рабочем месте (ФН = 0,53) и готовность вносить предложения по улучшениям ( ФН = 0,67).
Третий фактор подчеркивал активную позицию обучающихся на Фабрике медицинских процессов, о чем говорили достаточно высокие факторные нагрузки таких признаков, как анализ своих действий на Фабрике (ФН = 0,60), готовность к экстраполяции приобретенного бережливого опыта на реальные медицинские процессы (ФН = -0,65), понимание необходимости постоянства применения полученных навыков (ФН = 0,72).
Четвертый фактор отражал необходимость продолжения обучения формированию навыков использования инструментов бережливого производства в связи с тем, что в него вошли такие признаки, как необходимость обучения лин-инструментам в модулях системы непрерывного медицинского образования (ФН = 0,82) и недостаточность, с точки зрения обучающихся, 12-ти часов занятий на Фабрике процессов (ФН = -0,62). Последний признак с ФН = 0,48 вместе с признаком, отражающим готовность к применению новых инструментов бережливого производства (ФН = -0,85) вошли в 5 фактор, который подтверждал связь между необходимостью применения современных форм обучения и формированием бережливой личности. При этом обращал на себя внимание факт, что если участвовать в выполнении бережливых проектов хотели бы почти половина (48,9%) анкетируемых, то работать в составе проектного офиса хотели бы в два раза больше врачей, чем медицинских работников со средним профессиональным образованием (62,5% против 34,8%; Pφ < 0,05). Кроме того, если ранее выполняли бережливые проекты только 37,5% опрошенных с высшим медицинским образованием, то после обучения выразили желание участвовать в бережливой проектной деятельности уже 62,5% (Pφ < 0,05).
Обсуждение
Анализ полученных данных свидетельстввал о перспективности использования Фабрики медицинских процессов для развития бережливой личности. Следует отметить, что ряд анкетируемых до начала обучения уже имел опыт применения лин-инструментов. Так, в группе 1 до начала обучения инструменты бережливого производства на своем рабочем месте использовали 41,6%, в группе 2 – 30,4% респондентов. Лучшие результаты обучения в группе 1, с нашей точки зрения могут быть объяснены тем, что подготовка врачей проводилась на Фабрике медицинских процессов в рамках 36-часовой ДПППК, в то время как на обучение медицинских работников со средним профессиональным образованием было затрачено в два раза меньше учебных часов. Кроме того, для трети врачей было затруднительно прилюдно высказывать свои предложения по улучшениям, и система обучения на Фабрике процессов способствовала решению этой проблемы. Немаловажное значение, с нашей точки зрения, имело и желание медицинских работников повышать свои бережливые компетенции путем использования системы Непрерывного медицинского образования – это предложение одобрили 70,8% врачей и 43,5% медицинских работников со средним профессиональным образованием.
Выводы
Полученные данные свидетельствуют о необходимости применения системы Непрерывного медицинского образования с включением в 36 – часовые очные образовательные модули Фабрики процессов продолжительностью не менее 12 учебных часов для развития бережливых компетенций у врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием.
Татьяна Начетова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.