Автор(ы): Каушанская Л.В. Фролов А.А. Смолянинова В.В. Павлова Д.П. Безрукова О.Э.
Город: Ростов-На-Дону
Учреждение: ФГБОУ ВО РостГМУ МЗ РФ (НИИАП)
Актуальность
В начале 2020 года мир охватила пандемия новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 (COVID-19). В связи с этим событием возникла острая необходимость сократить прямой контакт людей для снижения распространения вируса, что отразилось на построении образовательного процесса.
В связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой Министерством науки и высшего образования РФ были выпущены: приказ от 14.03.2020 г. №397 «Об организации образовательной…», приказ №545 от 02.04.2020, приказ №1133 от 28.08.2020 и Методические рекомендации МР 3.1/2.1.0205-20; и Министерством здравоохранения РФ приказ от 16.03.2020 г. №173 «О деятельности организаций,…».
Одним из главных принципов сокращения рисков заражения стал переход образовательных и научных учреждений на дистанционный тип работы. Столкнувшись с потребностью предоставить обучающимся материал в полном объеме и при этом не допустить взаимодействия слушателей и преподавательского состава, многие из организаций создали платформы для дистанционного обучения. Проблема перехода на дистанционный тип обучения возникла при проведении симуляционного обучения, в связи с наличием большой доли практических занятий
Цель
Упрощение процесса создания, наполнения и оформления образовательных платформ и ресурсов дистанционного обучения в образовательных и научных организациях
Материалы и методы
Для реализации учебных программ организациями высшего, среднего и последипломного образования были созданы множества платформ для дистанционного обучения. Различия в структурах, методиках оформления, подаче лекционного материала вызвали сложности в использовании как со стороны преподавательского состава, так и со стороны слушателей.
Обязательными компонентами платформ дистанционного обучения являются: лекционный материал, раздел с необходимыми ресурсами для самостоятельного изучения, видеоматериалы практических занятий, раздел с формами для контроля знаний обучающихся.
Многообразие видов подачи лекционного материала вызывает сложности в усвоении информации. Для облегчения процесса понимания и обработки поступающих данных необходимы требования по оформлению лекций и семинаров. Лекционный материал должен быть представлен в виде текстового документа, со ссылками на литературу для уточнения или более подробного изучения интересующей тематики, в виде презентаций, для более наглядного представления информации, а также в виде видеоматериалов с комментариями от преподавателей. Раздел с необходимыми ресурсами для самостоятельного изучения рекомендуется наполнить литературой для более углубленного изучения пройденных тем, учебно-методическим материалом.
В виду невозможности проведения практических занятий в условиях дистанционного обучения, целесообразным будет запись отработки практических навыков профессионалом, т.е. преподавателем, который будет сопровождать свои действия необходимыми комментариями и пояснениями.
Проведение обучающих симуляционных курсов затруднено, так как невозможна отработка мануальных навыков. Решением данной проблемы будет проведение симуляционных тренингов при помощи платформ для видеоконференций. Занятие может проходить следующим образом: обучающийся подробно описывает весь алгоритм действий выбранной клинической ситуации, инженер, или персонал, сопровождающий работу симуляторов, выполняет названные манипуляции и вводит полученные данные для получения обратной связи. После тренинга происходит дебрифинг, при котором обучающийся может проанализировать свои ошибки и обсудить их с преподавателем. Таким образом, слушатель отрабатывает алгоритм действий в критических ситуациях, повышает уровень коммуникативных навыков и знаний в данной области.
Недостаток проведения симуляционного тренинга в условиях дистанционного обучения заключается в невозможности отработки врачом мануальных навыков, но улучшаются коммуникативные навыки за счет взаимодействий с преподавателями-профессионалами и персоналом, сопровождающим работу симуляторов.
Для осуществления контроля уровня теоретических знаний слушателей могут применяться: тестирования, тест-карты, ситуационные задачи, экзамен. После прохождения одного информационного блока обучающийся сможет пройти тестирование для оценки полученных знаний, и восполнения пробелов при их наличии. Тест-карты призваны показать прогресс в навыках и умениях, посредством заполнения до начала обучения, и после его окончания. На экзамене, который проводится в конце обучения, могут быть использованы билеты с вопросами по теоретическим разделам учебной программы, и ситуационные задачи, в которых слушателю необходимо будет продемонстрировать свои знания в практической области.
Важно помнить, что при загрузке на созданную платформу должно соблюдаться основное условие: защита авторских прав. Для этого рекомендуется настроить доступ к образовательным ресурсам по индивидуальным входным параметрам: логину и паролю. Таким образом будет проще создать группы из слушателей, разделенных по направлениям подготовки, доступ у которых будет только к необходимым для их специализации образовательным программам
Результаты
При создании единообразных платформ для дистанционного образования будут решены такие проблемы, как: недоступность в использовании платформы, сложность в навигации по основным компонентам. Преимуществами подобных по структуре и наполнению платформ станут: защита авторских прав на интеллектуальную собственность благодаря системе аутентификации пользователей, простота и практичность в подаче лекционного материала для различных категорий слушателей, возможность проведения занятий в полном объеме благодаря применению системы видеозаписи и голосового сопровождения
Выводы
Разработка и применение на практике алгоритма создания образовательных платформ дистанционного обучения должны упростить процесс перехода образования из очной формы на дистанционную, решить вопрос проведения симуляционных тренингов и практических занятий в режиме он-лайн, а также устранить проблему усвоения учебной программы в полном объеме в период сложной санитарно-эпидемиологической обстановки в стране
Людмила Каушанская
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.