Автор(ы): Дадэко С.М., Энерт А.В., Vincenzo V.
Город: Томск
Учреждение: мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России
Актуальность
По данным Европейского совета по реанимации (ERC) выживаемость навыков, полученных на курсах по базовой и расширенной реанимации составляет не более 6 месяцев. Возникла необходимость найти новые подходы в обучении для решения этой проблемы. В последнее время в мире появился новый и кардинальный подход к обучению - экстремальные тренинги (подготовка). Экстремальными называют ситуации, которые ставят перед человеком большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможностей. Это направление ново не только для России, но и для мира в целом. Экстремальная подготовка — система целенаправленной психолого-педагогической работы с курсантами, главная цель которой — формирование у них экстремальной подготовленности и экстремальных способностей, обеспечивающих безусловно успешное решение профессиональных задач в любых экстремальных ситуациях их деятельности. Экстремальная подготовка не представляет опасности для жизни и здоровья. Здесь создаются такие условия, когда человек вынужден задействовать свои скрытые способности например лидерство и др.).
Цель
Использование метода выведения курсантов из зоны комфорта для повышения эффективности формирования стойких навыков и правильных алгоритмов действия в быстро меняющихся условиях.
Материалы и методы
Методика преподавания занятий в экстремальных условиях разработана для курса «Сердечно-легочная реанимация для медицинских работников – Health Care Provider CPR», проводимого МАСЦ ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России и Omnia Secura Academy. Преподаватели центра прошли обучение с использованием данной методики и являются сертифицированными инструкторами, имеющими сертификат ASHI. Данная методика внедряется в образовательный процесс в МАСЦ СибГМУ. Перед началом отработки практических навыков курсантам предлагалось выбрать метод, который позволит обеспечить выведение состояния из зоны комфорта: приседания или отжимания. Данный метод обеспечивал изменение физиологических параметров курсантов, имитируя состояние стресса. Навыки отрабатывались группой (по 2-3 человека) синхронно на нескольких манекенах одновременно. Отработка одного навыка проходил непрерывно в течении 15-20 минут. Во время проведения занятия, создавались условия учебного процесса таким образом, что бы у курсанта возникала необходимость очень быстро реагировать на изменившиеся условия: смена манекенов на станции согласно различным возрастным группам, изменение симуляционных сценариев, изменение состава команды, выход из строя медицинского оборудования.
Результаты
Эффективность применения данного метода оценивалась следующим образом. Одна часть групп (первая категория обучающихся) проходила обучение в центре с использованием стандартного метода (без создания экстремальных условий), вторая часть (вторая категория) с использованием метода выведения курсантов из зоны комфорта. В конце занятия проводился контроль полученных навыков с использованием электронного контроллера и чек-листа. Было выявлено, что качество выполнения навыков после занятия значительно выше во второй категории. Кроме того, нам удалось отследить данные группы в динамике (интервал составил 6-12 месяцев), было выявлено, что во второй категории групп выживаемость полученных знаний и навыков была значительно выше, чем в первой. Кроме того, большинство участников тренинга в данном формате высоко оценивали этот метод и предпочли бы в дальнейшем данный метод обучения.
Обсуждение
Основные задачами отработки навыков в экстремальных условиях, которые преследовались следующие: создание физического и психологического дискомфорта, обеспечивающего понимание курсантами экстремальных проблем профессиональной деятельности, способов ее осуществления и личной подготовки к их решению; психологическая закалка (повышение надежности) обычных профессиональных навыков и умений до уровня, обеспечивающего их наилучшее проявление в любых экстремальных ситуациях; формирование у сотрудников надежных навыков и умений выполнять специальные действия, присущие решаемым в экстремальным ситуациях задачам; доведение навыков использования специальных средств до автоматизма; развитие способности принимать правильные решения; формирование высокой экстремальной надежности, обеспечивающей самообладание, уверенное поведение и действия при любых трудностях, предупреждение психологических срывов и негативных последствий; повышение уверенности в себе, в успех и обучение методам самомобилизации, самоуправления поведением и саморегуляции психических состояний; обучение совместным, согласованным действиям в составе группы, правильной взаимозаменяемости в экстремальной обстановке; обучение алгоритму действий в экстремальных ситуациях; обучение обеспечению личной профессиональной безопасности; обучение умению учиться и принимать правильные решения по ходу решения экстремальных задач. Состояние стресса перед началом работы со сценарием формировало умение у курсантов быстро и правильно, согласно алгоритмам реагировать на имеющуюся ситуацию, не отвлекаться на действия других курсантов во время синхронной работы, концентрироваться на своем пациенте. Данная методика зарекомендовала себя как эффективный метод обучения и планируется к внедрению в различные занятия образовательного процесса студентов, ординаторов и врачей различных специальностей.
Выводы
Проведение образовательного процесса с применением методов выведения курсантов из зоны комфорта является эффективным способом доведения алгоритма действий до автоматизма, в условиях быстро меняющейся ситуации, формирования устойчивых навыков оказания экстренной медицинской помощи. Данная методика формирует у врача понимание того, что на качество оказываемой им помощи влияет его умение сосредоточиться на конкретной ситуации и не отвлекаться на окружающие условия.
Сергей Дадэко
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.