Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Есть ли место дистанционным технологиям в обучении на клинической кафедре?

Есть ли место дистанционным технологиям в обучении на клинической кафедре?

Автор(ы): Е.А.Авраменко, А.Ю.Семенов

Город: Санкт-Петербург

Учреждение: СПбГУ

Актуальность

В период пандемии COVID-19 процесс обучения в медицине претерпел существенные изменения. Особенно сильно это отразилось на освоении практических навыков и в изучении клинических дисциплин. В меньшей степени «пострадали» фундаментальные дисциплины.
В процессе преподавания общей хирургии студентам третьего курса медицинского факультета в СПбГУ дистанционные методики столь широко были применены впервые.

Цель

Анализ первого опыта дистанционного обучения студентов третьего курса на кафедре Общей хирургии СПбГУ.

Материалы и методы

Для дистанционного обучения студентов третьего курса на Кафедре общей хирургии СПбГУ в период пандемии COVID-19 была выбрана платформа Discord. Обучалось более 100 студентов 2 и 3 курсов. В удаленном режиме осуществлялось как чтение лекций, так и проведение семинарских занятий на протяжении 3 месяцев. В качестве наглядных материалов использовались презентации Power Point, собственные фото- и видеоматериалы кафедры, иллюстративный материал из открытых источников, материалы онлайн-конференций. По окончании обучения проведен опрос студентов для получения обратной связи по вопросам качества информационного обеспечения, доступности и удобства данного формата обучения.

Результаты

Выбор платформы Discord для проведения обучения в дистанционном формате оказался удачным. Платформа позволяет осуществить бесплатный онлайн-доступ к лекциям и семинарским занятиям неограниченного числа учеников на неограниченное время, демонстрировать наглядные материалы в разных форматах, как презентации, так и фотографии и видео, позволяет в режиме реального времени создавать графические схемы (имитируя работу преподавателя у доски), опрашивать студентов устно или в письменной форме, отправлять коллективные и индивидуальные сообщения. Важно также, что длительность встречи на указанной платформе не лимитирована по времени. Есть также мобильное приложение, позволяющее как студентам, так и преподавателям работать дистанционно из любой точки пространства, имеющей зону покрытия сотовой связью. Также стоит отметить, что значительное удобство в организации учебного процесса принесли особенности платформы, связанные с ее структурой, напоминающей социальную сеть. Отсутствие необходимости устраивать каждый раз сессию позволило проводить общение с учащимися не только во время занятий и лекций, а и в любое другое время. Серверная структура избавила от необходимости рассылок приглашений на каждую сессию, позволила присутствовать на занятиях и лекциях студентам любых курсов, ординаторов, аспирантов.
Важным аспектом работы явилось получение обратной связи от обучающихся.
Среди ведущих преимуществ дистанционного обучения в discord, отмеченных студентами, были: отсутствие временных и финансовых затрат на поездки в аудитории и больницы (главный приоритет по мнению 86 % опрошенных), возможность сохранять материалы лекций и занятий для самостоятельной подготовки (второй по значимости приоритет для 29 % студентов), создание комфортной обстановки при обучении (третье преимущество по мнению у 24% учеников).
Важнейшими недостатками формата названы: отсутствие возможности освоения практических навыков (главный недостаток для 59% опрошенных), проблемы технического характера с программным обеспечением и интернетом (вторая по значимости проблема у 27 % студентов), отсутствие социальных контактов и очного общения как с сокурсниками, так и с преподавателями (третий недостаток, названный 33% учеников). Кроме того, отмечено как отрицательное – отсутствие возможности погружения в больничное пространство с непосредственным участием или присутствием при проведении лечебных и диагностических мероприятий.
Также студентами было вынесено предложение о переводе лекционных занятий в дистанционный формат после окончания ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции.

Выводы

В условиях пандемии произошла скоротечная вынужденная мобилизация сил и средств преподавательского состава, направленная на формирование большого объема визуального контента и освоение новой технологии, ранее многими преподавателями практических клинических дисциплин не использовавшейся. Были выявлены преимущества и недостатки дистанционного формата обучения, применявшегося для клинической дисциплины. Вне всякого сомнения, подобный формат не может полностью вытеснить очное обучение студентов, однако позволяет освоить значительную часть учебного материала в сложной эпидемической обстановке. За счет этого дистанционное обучение несомненно займет свое место и в медицинском образовании, более того, в ограниченном объеме оно может быть включено и в рамки обучения на клинических кафедрах.

Тема: Хирургия, лапароскопия
Екатерина Авраменко

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: