Конференции / РОСОМЕД-2020, конференция и IX съезд общества / Симуляция при оценивании навыков общения с пациентом в аккредитации медицинских специалистов: подходы, проблемы, решения

Симуляция при оценивании навыков общения с пациентом в аккредитации медицинских специалистов: подходы, проблемы, решения

Автор(ы): Е.В. Дьяченко

Город: Екатеринбург

Учреждение: ФГБОУ ВО "Уральский государственный медицинский университет" Минздрава России

Цель

Обозначить научно-методические и организационные подходы к оцениванию навыков общения с пациентом в симулированных условиях на практико-ориентированном этапе аккредитации медицинских специалистов, проблемы в реализации станции "Коммуникация", направления решений

Материалы и методы

Обозначаемые вопросы:
1. Что необходимо сделать, чтобы оценить навыки процесса общения врача с пациентом на практико-ориентированном этапе аккредитации медицинских специалистов?
2. Какие есть проблемы при оценивания навыков общения в симулированных условиях?

Результаты

Опыт организации станции "Коммуникация" в аккредитации медицинских специалистов, начиная с 2018 г., позволил сформулировать следующие позиции.
1. На этапе оценки навыков в симулированных условиях необходимо организовать и обеспечить два процесса:
- во-первых, организовать симуляцию фрагмента медицинской консультации с привлечением стандартизированного пациента (в соответствии с трудовыми действиями профессионального стандарта).
- во-вторых, обеспечить наблюдение за отдельными компонентами процесса и содержания общения (в соответствии с паспортом станции и оценочными средствами - клиническая часть задачи, сценарий стандартизированного пациента, оценочные листы).
Межуниверситетской рабочей группой [ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) и ФГБОУ ВО Уральский ГМУ Минздрава России], созданной Методическим центром аккредитации, разработаны подходы:
- к организации и обеспечению станции «Коммуникация» (Как организовать станцию? Как подготовить СП? Как организовать и обеспечить работу эксперта?);
- к научно-методическому обеспечению оценивания навыков общения (Какие оценочные средства? Какая у них доказательная база? Как проходит их апробация и согласование с экспертами профильных медицинских научно-исследовательских центров?).
2. Минимум две ключевые проблемы в части оценивания коммуникативных действий врача, т.е. предмета оценки, реализованного в чек-листе:
- во-первых, отсутствие качественных отечественных исследований в области навыков общения отечественных врачей и, как следствие, отсутствие отечественных клинических рекомендаций/руководств в области эффективных коммуникативных навыков врача как инструментов реализации профессиональных задач/трудовых функций (сбор жалоб, разъяснение и т.д.).
- во-вторых, отсутствие отечественных клинических рекомендаций/руководств требует объемной и репрезентативной психометрической работы по кросс-культурной оценке валидности зарубежных моделей клинического общения.
Выбор навыков процесса общения с пациентом, как предмета оценивания на станции "Коммуникация", опирался на позиции:
· убедительная доказательная база эффективности коммуникативного действия (навыка) для решения конкретной профессиональной задачи врача: например, сбор жалоб и анамнеза и/или разъяснение информации пациенту;
· доступность коммуникативного действия непосредственному наблюдению;
· согласованность мнений экспертов в отношении однозначности понимания и различения навыка в поведении аккредитуемого (в терминологии Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации).
Опыт организационно-методической работы и анализ результатов успешности прохождения коммуникативной станции аккредитуемыми показал ряд проблем.
Во-первых, подготовка аккредитуемых к прохождению станции:
- отсутствие типовой программы обучения навыкам общения с пациентом (при наличии в отдельных организациях подобного обучающего модуля наблюдается отсутствие стандарта в реализации его содержания).
Во-вторых, подготовка стандартизированных пациентов как компонента оценочного средства.
- отсутствие официальных нормативных документов, регламентирующих работу лиц, исполняющих роль СП в ОСКЭ!
- обеспечение валидности работы СП на экзамене (стандарта поведении при предъявлении клинической ситуации):
· идентификация лица, исполняющего роль СП на станции (подмена лиц, привлечение несертифицированных и необученных лиц);
· трудности удержания стандарта поведения СП (жалобы, история болезни и т.д.) при многократной реализации сценария в течение рабочего дня;
- ежегодное выбывание лиц, из реестра обученных СП (до 47% в 2019 г, 24% в 2020 г.).
- на тренинг для освоения программы "СП в аккредитации медицинских специалистов" организациями, реализующими аккредитацию, направляются лица, не "подходящие для работы на данной станции": студенты/ординаторы или преподаватели, ведущие подготовку аккредитуемых к ОСКЭ и не прошедшие обучение по курсу навыки общения с пациентом, административные работники.
В-третьих, подготовка экспертов для работы на станции оценки навыков общения.
- эксперты (члены аккредитационных подкомиссий), не прошедшие обучающий вебинар по методике оценки навыков общения, допускают существенные и критические для аккредитуемого ошибки при работе с чек-листом (например, при работе с обратными (инвертированными) и взаимоисключающими дескрипторами чек-листа).

Выводы

Доказательно обоснованными направлениями решения могут выступить:
· проведение масштабных научных исследований в области навыков общения в повседневной врачебной практике в России (Какие актуальные проблемы есть у российских врачей при общении с пациентами? Какие навыки общения являются инструментами принятия клинических решений в условиях отечественных стандартов и порядков оказания медицинской помощи? Какие навыки важно формировать и оценивать? Какие есть возможности и ограничения в формировании навыков в симулированных условиях? Как готовить симулированных пациентов для целей обучения? Могут ли валидно симулировать фрагменты консультации «коммуникативные роботы»? и т.д.);
· поиск эффективных образовательных и оценочных практик, их интеграция в учебные дисциплины по клинической медицине в основные и дополнительные образовательные программы подготовки медицинских специалистов;
· создание многопрофильного научно-образовательного центра в области симуляционного обучения и оценивания специалистов здравоохранения (аналог AMEE-Russia).

Тема: Коммуникативные навыки
Елена Дьяченко

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: