Конференции / РОСМЕДОБР-2018 / РОСОМЕД-2018 / Опыт симуляционного обучение сердечно – легочной реанимации врачей, работающих в родовспомогательных медицинских учреждениях.

Опыт симуляционного обучение сердечно – легочной реанимации врачей, работающих в родовспомогательных медицинских учреждениях.

Автор(ы): Каушанская Л.В., Лелик М.П.

Город: Ростов-На-Дону

Учреждение: НИИАП ФГБОУ ВО Рост ГМУ Минздрава России

Актуальность

Обучение и переподготовка специалистов предусматривают приобретение профессиональных компетенций, а также их восстановление и обновление в процессе трудовой деятельности. Однако, освоение большинства навыков и манипуляций, зачастую возможно лишь в теоретическом формате, так как, считавшийся нормальным в прошлом, путь приобретения практических навыков в ходе работы с пациентами, учитывая риски для их здоровья и жизни, в настоящее время не может рассматриваться, как допустимый, ни по этическим, ни по правовым основаниям. В этой связи единственно возможным решением представляется повсеместное внедрение в процесс обучения симуляционных технологий, а муляжи и виртуальные модели должны применяться не только в образовании, но и для непрерывного тестирования уровня практической последипломной подготовки врача. Это практика крайне актуальна, так как некорректное выполнение приемов при проведении сердечно-легочной реанимации (СЛР) влечет за собой ряд тяжелых последствий - от инвалидизации реанимируемого, до летального исхода.

Цель

Обучение методике сердечно – легочной реанимации в условиях симуляционного центра врачей, работающих в родовспомогательных медицинских учреждениях (акушеров – гинекологов и анестезиологов - реаниматологов), в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи.

Материалы и методы

Проводимый лекционный курс освещает анатомические и физиологические предпосылки, являющиеся основой эффективности простейшей искусственной вентиляции легких, а также создания искусственной гемодинамики. В лекциях формулируются задачи и последовательно излагаются варианты их решений, освещаются патогенез быстрого и медленного умирания, состояние физиологических функций и биохимических процессов при умирании, а также при проведении реанимационных мероприятий.
Семинарские занятия направлены на углубление теоретических знаний по данному разделу курса, повышение активности обучающихся в самостоятельном поиске и проработке их под руководством преподавателей.
В рамках практических занятий, слушатели получают умения проводить реанимационные мероприятия при различных вариантах обстановки и условий. Особое внимание обращается на возможные ошибки и осложнения при проведении простейших реанимационных мероприятий.
Основные реанимационные мероприятия проводятся вне зависимости от причины остановки кровообращения и включают в себя три этапа (САВ):
- проведение непрямого массажа сердца (Circulation);
- обеспечение проходимости дыхательных путей (Airway);
-проведение искусственной вентиляции легких (ИВЛ) (Вгеаthing), в том числе с использованием лицевой и ларингеальной масок, двухпросветного воздуховода, эндотрахеальной интубации, с выбором метода респираторной поддержки в зависимости от клинической ситуации. Разбираются варианты обучения практическим приемам с помощью реанимационных манекенов (манекен женщины мобильный дистанционный для оказания неотложной помощи Susie S2000, модуль головы взрослого человека с возможностью проведения интубации). Корректность выполнения элементов СЛР верифицируется визуальным контролем выбора места компрессий, инструментальной оценкой их глубины, частоты, а также регистрацией параметров ИВЛ.
Специализированные реанимационные мероприятия требуют использования лекарственных средств и реанимационного оборудования, но не исключают, а лишь дополняют основные:
- дифференциальная диагностика,
- лекарственная терапия,
- дефибрилляция сердца.
Распределение врачей по уровню акушерского стационара представлено следующим образом: 33% работают в стационаре первого уровня 40,0% работают в стационаре второго уровня и 28,8% - третьего. Средний возраст врачей составил 41,7±2,09 лет. Стаж работы у слушателей разнообразен, больше всего на цикл обучения приезжают врачи со стажем работы от 5 до 10 лет (42,7%) и свыше 20 лет (32%).

Результаты

Занятия по сердечно-легочной – церебральной реанимации включены в учебные программы циклов «Клиническое акушерство» и «Анестезия, интенсивная терапия и реанимация в акушерском и гинекологическом стационарах», проводимых на базе «НИИАП» ФГБОУ ВО РостГМУ Минздрава России. Обучение проводится поэтапно от наиболее простого для технического усвоения и понимания к наиболее сложному. На каждом занятии разбирается один блок, и соответствующий технический навык доводится до автоматизма, на предпоследнем занятии идет соединение этапов и отработка их в комплексе. Для отработки алгоритма действий разработан и внедрен в процесс обучения ряд клинических сценариев, предусматривающих реализацию базовой и специализированной СЛР в зависимости от создавшейся ситуации. Последнее занятие проводится, как контрольное, где обучающиеся демонстрируют усвоенный технический и теоретический материал. Для достижения наилучших результатов в процессе обучения, на этапе дебрифинга обучающиеся имеют возможность оценивать свои действия, находить и исправлять допущенные ошибки.
С целью максимальной объективизации оценки полученных навыков и знаний разработаны и внедрены контрольные листы, составлены с учетом возможности оценки каждого блока реанимации отдельно и комплекса в целом. Выполнение курсантом алгоритма проведения СЛР 70% и более оценивается как положительный.
За время существования центра с 2012г по настоящее время прошли обучение более тысячи специалистов родовспомагательных медицинских стационаров из ЮФО, СКФО, Крымского ФО и г. Севастополь ( Из них врачи врачи акушеры – гинекологи - 901 специалист и врачи анестезиологи – реаниматологи работающие в акушерско – гинекологических стационарах –218человек.

Выводы

Обучение методике СЛР в условиях симуляционного центра позволяет сформировать устойчивый навык проведения реанимационных мероприятий в соответствии с современными алгоритмами оказания неотложной помощи.

Тема: Анестезиология-реаниматология, неотложная помощь
Людмила Каушанская

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: