Автор(ы): Солдатов Ю.П., Овчинников Е.Н., Климов О.В.
Город: Курган
Учреждение: ФГБУ «Российский научный центр «Восстановительная травматология и ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова» Минздрава России
Актуальность
В настоящее время при преподавании травматологии и ортопедии в системе высшего (ординатура) и дополнительного профессионального образования (ДПО) (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) кроме традиционного представления лекционного материала и проведения семинарских занятий широко используются инновационные методы в виде мастер-классов, совмещающих лекции с практической работой обучающихся на биоманекенах и синтетических костях (С.М. Кутепов и др., 2016). В процесс ДПО по чрескостному остеосинтезу в травматологии и ортопедии широко внедряется обучающий тренинг, результатом применения которого в практической деятельности врача является снижение процента профессиональных ошибок и осложнений, существенное улучшение качества лечебно-диагностической помощи (Ю.П. Солдатов и др., 2015). Однако, в современной литературе недостаточно освещены вопросы самостоятельной работы обучающихся, в частности в системе профессионального обучения травматологов-ортопедов.
Цель
Цель работы: разработать и внедрить в учебный процесс технологию самостоятельного обучения ординаторов и врачей методикам чрескостного остеосинтеза, разработать критерии оценки его результативности.
Материалы и методы
В РНЦ «ВТО» для оптимизации самостоятельного учебного процесса проводятся работы по созданию интерактивных обучающих и демонстрационных программ и приложений, которые состоят из последовательных этапов: 1) моделирование, 2) анимация, 3) программирование, 4) интеграция интерактивной сцены либо в самостоятельную компьютерную программу, либо в одно из приложений для презентации (интернет браузеры - Internet Explorer или приложения Microsoft Office: Word, PowerPoint, Exel, либо приложения Adobe Acrobat). Ценность данных программ заключается в возможности обучающегося врача самостоятельно на моделях скелета человека имитировать процесс оперативного вмешательства и определять ортопедические и биомеханические изменения у человека.
Для самостоятельной работы обучающихся используется разработанный учебный комплекс в виде электронных учебных пособий, кейса и реализация закрепленных теоретических знаний на симуляторе «Аппарат чрескостной фиксации-кость».
С помощью данного комплекса обучающиеся врачи травматологи – ортопеды последовательно изучают выполнение конкретной методики оперативного лечения патологии опорно-двигательной системы по электронному 3D учебному пособию, где демонстрируется последовательность этапов: проведение фиксаторов-спиц на различных уровнях сегмента конечности с учетом топографии сосудов, нервов и сухожилий; установка опор аппарата; монтаж узлов аппарата; выполнение остеотомии для реконструкции кости; управление аппаратом Илизарова для коррекции деформаций и манипуляций им в послеоперационном периоде.
Электронные учебные пособия состоят из 3 разделов: учебника по изучению методики лечения, 3Д-схем компоновок аппарата Илизарова для изучения последовательности его монтажа и 3Д-схем последовательного выполнения хирургической операции – от проведения чрескостных фиксаторов (спиц) до остеотомии и управления аппаратом.
Симуляционный комплекс «Аппарат чрескостной фиксации – кость» включает набор деталей аппарата Илизарова, хирургический инструментарий, дрель для проведения остеофиксаторов (спиц), набор синтетических костей.
Результативность обучения определяли на основании записей – «Отчета куратора образовательного мероприятия», в котором представляются сведения о соответствии программы обучению расписанию занятий и самоподготовки, посещаемость занятий (в % от количества дней), удовлетворенность слушателей проведенному циклу обучения (по данным анкетирования), средний балл по тестированию знаний (0-100), средний показатель выживаемости знаний (баллы от 0 до 100), удовлетворенность работодателя (отзыв работодателя). Также по данным анкет по месту работы врачей изучали полезность обучения. Анализировали количественные и качественные показатели профессиональных и технических ошибок, специфических осложнений, исходы лечения больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательной системы. При этом определяли взаимосвязь между проведённым циклом обучения и повышением профессионального уровня. Работодатель оценивал удовлетворенность по шкале от 0 до 100 баллов (0-30 баллов – плохо, 31-70 баллов – удовлетворительно, 71-90 баллов – хорошо, 91-100 баллов – отлично).
Результаты
Проанализированы удовлетворенность проведенному циклу, средний балл по тестированию знаний, показатель прочности усвоения знаний и навыков у 40 обучающихся врачей травматологов-ортопедов, а также удовлетворенность работодателя. Контрольную группу составили 20 человек без предварительной самостоятельной подготовки по описанной методике, группу сравнения также составили 20 обучающихся, которым применялась программа с самоподготовкой.
Исследование показало, что после повышения квалификации (144 часа) в контрольной группе без предварительной самостоятельной подготовки изучаемые показатели были ниже. В группе сравнения удовлетворенность обучающихся повышалась за счет эффективности запоминания манипуляций на практических занятиях. Наиболее показательным является коэффициент выживаемости знаний, который составил в контрольной группе 54, а в группе сравнения - 94.
Методом анкетирования слушателей выявлено, что обучающие технологии с применением тренингов с алгоритмическим подходом и электронных обучающих 3Д программ для самостоятельной работы позволили сократить профессиональные и технические ошибки, специфические осложнения в 2-3 раза. При этом констатировано повышение процента положительных исходов лечения больных с травмами и заболеваниями опорно-двигательной системы.
Выводы
Таким образом, применение электронных программ для самостоятельной подготовки ординаторов и врачей является эффективным и перспективным методом улучшения качества высшего образования и ДПО в системе непрерывного медицинского образования, повышает производительность учебного процесса, положительно влияет на профессиональные качества и уровень медицинской помощи.
Юрий Солдатов
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.