Автор(ы): Лапик С.В.
Город: Тюмень
Учреждение: ФГБОУ ВО Тюменский государственный медицинский университет Минздрава РФ
Актуальность
В 2019 году планируется проведение первичной аккредитации (ПА) выпускников, закончивших обучение по программе бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 –Сестринское дело с присвоением квалификации академическая медицинская сестра/брат. Преподаватель. Большинство выпускников программы этого года не планируют проходить первичную аккредитацию, т.к. имеют среднее медицинское образование и соответствующий сертификат. Вопрос первичной аккредитации, таким образом, будет актуальным для вузов, которые выполняют госзадание и обучают на бакалавриате лиц без среднего медицинского образования в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки.
Цель
Проблемами при разработке фонда оценочных средств для ПА бакалавров являются: отсутствие утвержденного профессионального стандарта; проекты ПС бакалавра сестринского дела, проходящие сейчас обсуждение, предусматривают взаимоисключающие трудовые функции (ТФ); отсутствие нормативной базы по трудоустройству бакалавров после прохождения ПА; трудоустройство по допуску к медицинской деятельности на должностях среднего медперсонала; поступление на вторую ступень в магистратуру; стремление разработчиков проектов паспортов оценить врачебные трудовые функции.
Материалы и методы
На сайте РОСОМЕД опубликованы для открытого обсуждения проекты паспортов станций второго этапа ПА бакалавров сестринского дела. Всего планируется аккредитация бакалавров на втором этапе по шести станциям: Экстренная медицинская помощь, Разъяснение пациенту о необходимости посещения школы «Профилактики сахарного диабета», Сердечно-лёгочная реанимация (базовая) (СЛР), Санитарно противоэпидемические (профилактические) мероприятия, Неотложная медицинская помощь, Диспансеризация.
Результаты
При детальном анализе проектов паспортов станций мы пришли к следующему заключению:
Проекты паспортов станций ПА для выпускников бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 не соответствуют направлению подготовки –Сестринское дело, трудовым функциям (ТФ) проекта профессионального стандарта бакалавра сестринского дела, Приказу МЗ РФ от 15.06.2017n 328Н "О внесении изменений в квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8.102015 г. n 707н» , за исключением СЛР.
Паспорта станций «Экстренная медицинская помощь» и «Диспансеризация», полностью дублирующие станции ПА для врачей по специальности - Лечебное дело , необходимо исключить из второго этапа ПА бакалавров
В остальные предлагаемые для ПА бакалавров паспорта станций необходимо внести существенные изменения и дополнения в соответствии с действующими нормативными документами.
Обсуждение
В предлагаемых проектах паспортов не оценивается ТФ по доврачебной медицинской помощи, наблюдению и медицинскому уходу за пациентами при заболеваниях, состояниях, отравлениях и травмах, являющаяся неотъемлемой характеристикой сестринского дела, и ТФ по организации сестринского дела в отделении МО по профилю медицинской помощи, являющаяся основной функцией бакалавра сестринского дела.
Выводы
Проекты станций ПА бакалавров сестринского дела необходимо срочно направить для рецензирования, внесения изменений и дополнений практикам с ВСО. К обсуждению необходимо привлечь Российскую ассоциацию медицинских сестер и ее региональные отделения
Светлана Лапик
Спасибо автору за неравнодушное отношение к проблеме создания инновационных контролирующих материалов. Вместе с тем, обозначенные проблемы не могут влиять на необходимость разработки паспортов экзаменационных станций и предложенные варианты.
Проблема 1 - отсутствие проф.стандарта. Как правило, в проф.стандарте отсутствует детализация, указывающая на исключение навыков, проверяемых на втором этапе аккредитациионого экзамена. Выбор навыков, а именно: базовая и расширенная реанимация, инфекционный контроль, обучение пациента, обработка рук медицинского персонала, выполнение внутривенной инъекции, измерение артериального давления и физикальное обследование для выявления проблем в сфере дыхательной системы исходит из разумной целесообразности. Единственное на что может повлиять утверждённый проф.стандарт - на полноту охвата функционала специалиста экзаменационными заданиями, которую можно спустя время соответственно расширять. Сузить вряд ли?
Проблема 2 - трудоустройство. Также не актуально для задачи подготовки контролирующих материалов. Если это направление в системе здравоохранения существует, то нормативная база будет. Если это не будет востребовано, то вопрос отпадёт сам собой. Тем более, это ещё один повод не создавать специфические задания, а ограничится только, тем, что понадобится любому медицинскому работнику!
Проблема 3 - стремление разработчиков проектов паспортов оценить врачебные трудовые функции. На самом деле, скорее наоборот, в рамках укрупнённых трудовых функций врачей проверяются навыки общемедицинские и преимущественно среднего мед.персонала. Содержание запущенных в процедуру заданий и суть их оценки уже в стадии валидации и статистической стандартизации, что является достаточно трудоёмким процессом, и достойно для использования с целью оценки у всех специальностей для которых данная манипуляция актуальна. Если есть необходимость что-то скорректировать в параметрах оценивания, то это нужно делать для всех специалистов, т.к. пациенту всё-равно какой специалист выполняет эту процедуру, любой из них должен стремиться делать это наиболее качественно. Проходной же уровень может быть впоследствии скорректирован уже с помощью программного обеспечения на основе статистических показателей.
Проблема 4 - не оценивается ТФ по доврачебной медицинской помощи, наблюдению и медицинскому уходу за пациентами при заболеваниях, состояниях, отравлениях и травмах. Не совсем понятно, что автор вкладывает в понятие доврачебная медицинская помощь в контексте изучаемой проблемы. Доврачебная медицинская помощь - это всё, что делает средний и младший медицинский персонал в рамках своих профессиональных обязанностей. Круг замкнулся. Если автор указывает на оказание помощи (этой категорией) в жизнеугрожающих ситуациях, то для этого и существует станция "Экстренная медицинская помощь". Согласны, что перечень сценариев недостаточный, но в настоящий момент разработано 18 валидных сценариев для одного и того же задания и чек-листа в рамках этой станции. Руководством методического центра аккредитации принято решение, вводить эти сценарии постепенно. Всё, что показано пациенту в угрожающей его жизни ситуации имеет право применять любой медицинский специалист, если он проходил обучение и имеет регулярный (не реже 1 раз в 2 года) опыт применения данных технологий. Также допустимо, если специалист (врач в т.ч.) при оказании помощи в такой ситуации выполнит только общие мероприятия (вызов специалистов, мониторинг, кислородотерапия, базовый реанимационный комплекс), не прибегая к интенсивным методам лечения, если он им не обучен и не уверен, что выполнит верно. Оказание медицинской помощи при травмах, на наш взгляд, должно проверяться только у специалистов, которые непосредственно работают в подразделениях специализирующих на этом. А дополнить процедуру экзамена оценкой оказания первой помощи при травмах допустимо, когда будет принято решение об оценки умения медиками оказывать именно первую помощь, а не медицинскую.
Проблема 5 - необходимость срочного рецензирования практиками с ВСО и привлечения Российской ассоциации медицинских сестер и ее региональных отделений. Именно для этого и опубликованы в свободном доступе эти документы. Только пока нет других желающих (кроме как разработчиков станции) делать эту работу на общественных началах. Ждут официального приглашения! Вопрос будет ли оно?… Готовы ли наши профессионалы саморегулироваться и вместе развиваться?