Автор(ы): Курмангалиева С.С., Курмангалиев К.Б., Власова Л.Н., Векленко Г.В., Базаргалиев Е.Ш.
Город: Актобе, Казахстан
Учреждение: Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова
Актуальность
Актуальность. Медицинское образование на современном этапе включает в себя большой перечень новых информационных технологий, в том числе и симуляционное обучение. Важной составляющей обучения является овладение выпускниками медицинских вузов определенных практических навыков.
Целесообразность симуляционного обучения в медицине признана в большинстве стран мира. Симуляционное обучение в медицинском вузе доказало свои преимущества в приобретении навыков, проведении объективной оценки выполнения манипуляций, возможности изучения редких патологий.
Формирование практических навыков проводится поэтапно: от знания и понимания до анализа и синтеза. Важным моментом является определение объема освоения практического навыка и знаний для каждого курса обучения, определение уровня выживаемости, сохранения знаний и мануальных навыков.
В условиях трансферта новых технологий в медицинское образование, умение проводить поиск научных исследований, оценивать их достоверность и трансформировать научные данные в конкретные решения являются ключевыми.
Несмотря на широкое применение симуляционных технологий в медицинском образовании, главной проблемой остается отсутствие единой методологии обучения и оценки качества практических навыков. В действующих ГОСО нет четкой интеграции образовательной программы и симуляционного обучения. Изучение этих вопросов позволит научно обосновать место и роль симуляционного обучения в подготовке медицинских кадров.
Цель
Цель исследования. Проведение научных исследований в медицинском симуляционном образовании на основе принципов доказательности.
Материалы и методы
Материал и методы. В ЗКГМУ имени Марата Оспанова ежегодно проводятся конкурсы на получение внутривузовских грантов, с целью поддержки передовых инновационных исследовательских проектов, предлагаемых как профессорско-преподавательским составом, так и обучающимися. В 2018 году группа преподавателей разработала и начала реализацию внутривузовского проекта. Целью проекта явилась разработка научно-обоснованного симуляционного курса, с последующим его внедрением в образовательную программу специальности "Общая медицина".
Проект включает несколько основных этапов реализации:
1. Поиск доказательств эффективности симуляционного обучения в клинической подготовке студентов, выборка и оценка доказательств.
2. Повышение уровня научно-исследовательских компетенций ППС в образовательном процессе, с последующим мониторингом и оценкой результатов;
3. Формирование ключевых практических навыков обучающихся в условиях симуляционного центра совместно с ППС выпускающих кафедр;
4. Разработка различных моделей симуляционных тренингов, их внедрение в образовательный процесс;
5. Разработка модели научного исследования для определения эффективности симуляционного обучения в освоении практических навыков;
6. Анализ и оценка полученных результатов.
Результаты
Результаты.
С целью изучения исходного уровня научно-исследовательских компетенций и их месте в образовательном процессе, проведено анкетирование ППС. Результаты анкетирования показали, что 93,3% респондентов имеют опыт работы в научно-исследовательских проектах, в качестве руководителей научных проектов – 6,7 % ППС. На вопрос о важности практического применения результатов научных исследований в образовательном процессе: 51,1% - отметили, что это определяющий момент для применения научно ориентированного подхода в образовательном процессе; 23,3% - ответили, что исследования в образовательном процессе имеют «…чисто научный интерес».
Результаты анкетирования обучающихся показали, что студенты положительно относятся к использованию симуляционных тренажеров и манекенов на практических занятиях, предпочитают проводить обучение в специальном симуляционном центре. В тоже время, по результатам анкетирования 26% студентов не проходили обучение в симуляционном центре. Из числа обучающихся, прошедших обучение в симуляционном центре по результатам анкетирования в 73% случаях отметили важность высокого уровня реалистичности симуляционного обучения. 81% обучающихся считают, что полученные в симуляционном центре навыки будут применены ими в клинической практике.
В рамках второго этапа разработана структурная единица симуляционной образовательной программы - симуляционный образовательный тренинг. Каждый тренинг состоит из нескольких этапов, включающих как пассивные, так и активные формы обучения. Согласно плану научного проекта разработанные тренинги будут протестированы и внедрены в учебный процесс студентов 2-3 курса специальности «Общая медицина».
Обсуждение
Обсуждение. В рамках первого этапа был проведен поиск доказательной информации по развитию научно-исследовательских компетенций ППС и обучающихся, эффективности симуляционного обучения в клинической подготовке по различным литературным источникам (базы данных, научных журналов, сайтов и руководств). Для надлежащей подготовки к клинической практике необходимо раннее вовлечение обучающихся в профессиональную среду, что позволит приобрести соответствующий клинический опыт и компетенции.
Выводы
Выводы. Таким образом, первые этапы реализации научно-исследовательского проекта позволили выявить проблемы существующих программ симуляционного обучения и разработать план мероприятий по повышению их эффективности. Необходимо создание эффективной модели симуляционного курса обучения с включением в образовательную программу.
Кайрат Курмангалиев
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.