Автор(ы): Бондаренко И.П., Грибков Д.М., Шубина Л.Б.
Город: Москва
Учреждение: Кафедра клинического моделирования и мануальных навыков ФФМ МГУ имени М.В. Ломоносова
Актуальность
Несмотря на внушительный опыт и преемственность медицинского образования в России, к сожалению, одной из претензией остаётся недостаточная практическая подготовка и преимущественное использование устаревших (информирующих) методов обучения. Использование инновационной отечественной разработки ТОПСЭТ «ТьюторМЭН» устраняет сразу две эти проблемы. Эта технология является уникальной, не имеет мировых аналогов, и имеется уже во многих учебных центрах подготовки студентов
Цель
Определить отношение участников учебного процесса к использованию ТОПСЭТ «ТьюторМЭН».
Материалы и методы
В настоящий момент на нашей кафедре клинического моделирования и мануальных навыков ФФМ МГУ им.М.В.Ломоносова используются эти интерактивные столы с 1 курса, в количестве 8 штук, на систематической основе в течении 5 лет. Более подробно с техническими характеристиками этой установки можно ознакомиться в наших предыдущих публикациях.
В ходе работы мы регулярно (каждый год на 2-ом курсе) проводим опросы студентов с помощью анонимного ресурса гугл-формы. В настоящий момент имеются отзывы от 255 респондента, что составляет 83% от генеральной совокупности
Результаты
Выявлено, что абсолютное большинство опрошенных студентов 2 курса (93%) считают качество своей практической подготовки по навыкам, которым они обучались на ТОПСЭТ «ТьюторМЭН», удовлетворительным. При оценке по 5-ти балльной системе своего помощника в освоении навыков, где 5 – очень понравилось, а 1- лучше без него, никто не выбрал оценку 1, 4% респондентов отметили 2 балла, 3 балла – выбрали 17% респондентов, 35% отметили 4; и 44% выбрали вариант ответа 5 баллов.
В открытых высказываниях этого опроса три студента обратили внимание на сложности с собственной самоорганизацией. Четыре респондента обратили внимание на то, что на производственной практике после 1 курса им предлагалось выполнять навыки, которые по программе они будут изучать позднее (такие, как взятие крови и постановка ПВК).
Сотрудники кафедры отмечают в качестве проблем использования этой технологии расход большого количества расходных материалов, требующий своевременно пополнения, и неравномерную запись студентов на самоподготовку (как правило, в начале семестра есть много свободных мест, а ближе к сроку зачетов
Обсуждение
Аналогичный опрос преподавателей (40 респондентов), проводимый во время круглого стола в 2021 году https://rosomed.ru/conferences/80, выявил проблемы, обозначенные преподавателями: отсутствие единой методологии обучения, наличие своих представлений о проведении тех или иных процедур, слишком обобщенные (а иногда устаревшие) требования выполнения процедур в стандартах федерального значения, из-за чего имеется несогласие с предлагаемыми чек-листами в ТОПСЭТ «ТьюторМЭН». При этом следующим по частоте встречаемости комментарием упоминается – недостаточная подготовка по вопросам преподавания практических навыков у тех, кто учит. Следующей проблемой преподавателей было обозначено отсутствие выделенных часов для внедрения этой технологии
Результаты опроса студентов показывает, что несмотря на те трудности, с которыми они сталкиваются, наличие неизбежного систематического обучения на ТОПСЭТ «ТьюторМЭН» с требованием выполнить процедуру на проходной балл, дисциплинирует и способствует повышению их практической подготовленности, что отражается на их последующем за этим участием в производственной практике, тренингах симуляционного обучения и промежуточных экзаменах, где сформированные навыки снова становятся востребованными и повторяются с дополнительными осмысленными обсуждениями
Очевидно, что имеется разрыв между тем, что эксперты считают передовой практикой, и тем, что на самом деле используется в клинических условиях.
Выводы
Комплекс ТОПСЭТ «ТьюторМЭН» позволяет отработать до автоматиз-ма сложные медицинские манипуляции, а так же заняться самоподготовкой и самопроверкой согласно заданному системе алгоритму. Для большинства студентов эта технология представляется полезной и эффективной в их практической подготовке. Предлагаем преподавателям изучать ее возможности и рассмотреть варианты внедрения ее в свой учебный процесс
Любовь Шубина
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.