Автор(ы): И.О. Кулецкий, Ю.А. Шевцова, В.В. Бутько
Город: Гродно
Учреждение: Гродненский государственный медицинский университет
Актуальность
Структура симуляционного занятия включает в себя следующие этапы: предварительная теоретическая подготовка, приветствие, знакомство, брифинг, оценка входного уровня знаний, собственно симуляционная часть, текущий контроль и завершающая обратная связь. На этапе оценки входного контроля знаний нами был разработан и проведен активный метод обучения для оценки уровня владения теоретической информации перед практической частью занятия.
Результаты
Выбран активный метод обучения блиц-игра по причине следующих особенностей данного метода таких как: «мгновенность» проведения и получения результата; занимательность и простота формы; неожиданность и неординарность содержания для студента; ориентация на развитие командной работы студентов; участие всей группы студентов в образовательном процессе и обязательность процедуры оценки итогов.
Привлекательность блиц-игр в том, что к ним одинаково эффективно можно прибегать на разных этапах учебного занятия: в начале занятия, во время изложения нового материала, при закреплении знаний.
Во время методической разработки активного метода обучения были поставлены следующие цели и задачи.
Цели занятия:
Учебная: Закрепление теоретических знаний и обучение студентов активной коммуникации.
Воспитательная: Обеспечение условий для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету «Медицинский уход и манипуляционная техника». Развитие и совершенствование трудолюбия, тактичности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности.
Развивающая: Развитие логического мышления; умения работать в команде, анализировать сравнивать, делать выводы; умения применять на практике знания, полученные ранее; умения быстро отвечать на поставленные вопросы, контролировать и оценивать результаты своих действий; умения работать в команде и самостоятельно.
Задачи занятия:
1. активное включение студентов в образовательный процесс при контроле знаний теоретического материала;
2. сотворчество преподавателя и студента как ведущий метод образовательных взаимодействий и отношений;
3. организация работы студентов в команде, в ситуации коллективного сотворчества;
4. стимулирование студентов к образовательной деятельности, обеспечивающей возможность самообразования, саморазвития и самовыражения.
В основу блиц-игры «Своя игра» в рамках изучения учебной дисциплины «Медицинский уход и манипуляционная техника» положена одноименная телевизионная игра, целью которой является набрать наибольшее количество очков, получаемых за каждый правильный ответ.
Содержание активного метода:
1. Введение. Преподаватель приветствует группу. Проверяет посещаемость. Озвучивает тему занятия, ее цели и задачи, предоставляет информацию о ходе занятия. Отвечает на непонятные вопросы, акцентируя внимание студентов на наиболее значимых и сложных моментах изучаемой темы.
2. Основная часть. Выполняется входной контроль знаний по теоретической части занятия, который позволяет определить уровень знаний группы по теме занятия. Разработана методика проведения блиц-игры «Своя игра» на этапе контроля усвоения пройденного материала по учебной практике «Медицинский уход». Проведение игры можно условно разделить на 3 основных этапа: I этап (подготовительный), II этап (непосредственно аудиторная игра), III этап (подведение итогов).
На первом этапе преподаватель готовит презентацию в PowerPoint. На первом слайде готовится таблица, состоящая из 5 вертикальных столбцов и 6 горизонтальных строк. В каждом столбце преподаватель пишет категорию, которая будет включать по пять вопросов стоимостью от 100 до 500 очков в зависимости от сложности.
Гиперссылки будут открывать непосредственно тот вопрос, который будет выбран игроками и выделять другим цветом ранее выбранные вопросы.
На втором этапе игры группа делится на три команды и определяется капитан. Право первого хода определяется в свободном порядке. Далее ведущим зачитываются названия пяти тем, и первый игрок выбирает тему и стоимость вопроса. Например, тема «уход» и стоимость вопроса на 400 баллов. (Как устроен мочеприемник?) После того как преподаватель зачитал вопрос, участник команды должен ответить на него. Если его ответ верный, то на счёт команды переходят очки выбранной им стоимости. Если ответ неверный, то такая сумма уходит со счета команды. Если на счету еще нет такой суммы, то команда уходит в минус. В случае ошибки право ответа переходит сопернику. Если кто-либо из соперников даёт верный ответ, то очки переходят на счёт соперника. Если ответ был неверным, то со счета соперника ничего не списывается. Если никто из участников не дает правильного ответа, то вопрос снимается, а преподаватель дает правильный ответ на вопрос. Далее следующая команда выбирает тему и стоимость вопроса. Таким образом с помощью активного метода блиц-игра «Своя игра» полностью оцениваются теоретические знания студентов.
На третьем этапе подводится подсчет очков, набранных игроками за всю игру. Победителем становится та команда, которой удалось набрать максимальную сумму баллов.
Выводы
Использование активного метода блиц-игра и интеграция игровых элементов и компонентов в процесс обучения на этапе входного контроля знаний способствуют формированию способностей включаться в диалогическое общение различных форматов, а также навыков выбора эффективных форм самопрезентации. Проведение блиц-игры «Своя игра» на этапе контроля освоения материала направлено на формирование общекультурных, универсальных и профессиональных компетенций к планируемым результатам освоения программы учебной дисциплины «Медицинский уход и манипуляционная техника», включая способность к деловому общению, профессиональной коммуникации, а также более осознанному выполнению практических навыков на манекенах и симуляторах.
Игорь Кулецкий
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.