Автор(ы): Козлова Е.М., Волкова А.А., Новопольцева Е.Г.
Город: Нижний Новгород
Учреждение: ФГБОУ ВО Приволжский исследовательский медицинский университет Минздрава России
Актуальность
Обучение навыкам оказания экстренной помощи – обязательный компонент учебного плана на любом факультете. После окончания ВУЗа навыки закрепляются и совершенствуются, но основа должна быть заложена еще на студенческой скамье. Однако, последовательный симуляционный курс, учитывающий уровень теоретических знаний и практических умений студентов разных курсов, программой, как правило, не предусмотрен
Цель
Разработать последовательный курс обучения навыкам оказания экстренной помощи для студентов 2-6 курсов педиатрического факультета
Материалы и методы
Курс изначально разработан как факультативный для групп инновационного медицинского обучения (ИнМО) студентов 4-6 курсов педиатрического факультета ФГБОУ ВО ПИМУ Минздрава России и включает базовую (4 курс), основную (5 курс) и «продвинутую» (6 курс) части.
Для обучения используются манекены для сердечно-легочной реанимации (новорожденный, ребенок, взрослый), роботы-симуляторы Kid, BabySim, PediaSim, Люсина, а также медицинское оборудование, необходимое для оказания экстренной помощи в стационарных условиях
Для курса разработаны рабочая программа, сценарии, чек-листы.
Результаты
С учетом того, что к четвертому курсу учащиеся получают только знания по пропедевтике, первая часть включает в себя обучение навыкам базовой и расширенной сердечно-легочной реанимации, включая обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, использование мешка Амбу и дефибриллятора, а также введение лекарственных препаратов. После освоения ключевых навыков целесообразно проведение первых командных тренингов по проведению расширенной сердечно-легочной реанимации. В заключение предполагается знакомство с принципом A, B, C, D, E (на примере анафилактического шока).
На пятом курсе, параллельно с освоением теоретического курса, студенты учатся оказывать помощь при различных патологических состояниях: комы, шок, дыхательная недостаточность, отравления, судорожный синдром. Навыки не выходят за пределы возможностей врача-педиатра стационара. Все занятия проводятся в виде командных тренингов.
Программа шестого курса предполагает умение проводить сердечно-легочную реанимацию, базовую и расширенную, пациентам разного возраста, включая беременных женщин и новорожденных (в родовом зале и в условиях машины Скорой медицинской помощи), а также работу в условиях чрезвычайных ситуаций, знакомство с FAST-протоколом. Тренинги по оказанию экстренной помощи по принципу A, B, C, D, E продолжаются, ситуации усложняются (например, кардиогенный шок при дуктус-зависимом пороке, кома при гипераммониемии и т.д.).
В настоящее время мы имеем только промежуточные результаты: в 2025 году состоялся первый выпуск групп ИнМО. Оценивать уровень знаний и практических навыков у студентов до и после курса вряд ли целесообразно, так как положительная динамика является ожидаемой. Но следует отметить, что студенты группы ИнМО выступали в роли тьюторов на дополнительных занятиях по сердечно-легочной реанимации и экстренной медицинской помощи для своих однокурсников. Кроме того, в течение последних лет эти студенты становились победителями и призерами всероссийских олимпиад по педиатрии, показывая высокий уровень на этапе практических навыков и командной работы. Свой вклад в здравоохранение наши выпускники внесут несколько позже.
Обсуждение
В ходе апробации стало ясно, что целесообразной является разработка симуляционного курса для студентов второго-третьего курса, который позволил бы не только отработать такие навыки, как проведение базовой сердечно-легочной реанимации и оказание первой помощи (остановка кровотечения, наложение шин, десмургия, транспортировка), но и более широко, чем это предусмотрено стандартной программой, изучить особенности проведения кислородотерапии, обеспечения внутривенного доступа с использованием периферических венозных катетеров, работу с перфузорами и инфузоматами.
В перспективе предполагается интеграция данного симуляционного курса в основную программу
Выводы
обучение студентов навыкам оказания экстренной помощи должно проводиться с учетом имеющихся у них к этому времени теоретических знаний
- симуляционный курс для студентов 2-6 курсов с соблюдением преемственности при отработке навыков и умений является оптимальным
Елена Козлова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.