Автор(ы): Кабирова Ю.А., Щеголева А.А., Рудин В.В., Артамонова О.А.
Город: Пермь
Учреждение: ФГБОУ ВО ПГМУ им.академика Е.А. Вагнера Минздрава России
Актуальность
В условиях растущих требований к оптимизации процессов в здравоохранении и реализацией нового федерального проекта “Производительность труда”, входящего в состав национального проекта “Эффективная и конкурентная экономика” внедрение бережливых технологий становится ключевым фактором повышения качества медицинских услуг. Традиционные формы обучения, проводимые в отрыве от реальной практики, часто демонстрируют низкую эффективность из-за отсутствия связи с повседневными задачами. С 2024 года в медицинском университете внедрена модель циклов обучения бережливым технологиям in situ, основанной на сочетании методологии "Фабрика процессов" и симуляционных тренингов in situ. Эта модель предполагает проведение тренингов непосредственно в медицинских организациях на базе актуальных проектов, что позволяет интегрировать теорию с практическим применением. В обучении участвуют сотрудники медицинской организации вне зависимости от занимаемой должности медицинской или не медицинской специальности.
Результаты
Такой тип тренингов ориентирован на работников конкретной медицинской организации и включает в себя стандартные этапы проекта изменений: от этапа анализа проблем (например, с построением диаграммы Исикавы, 5W и др. для выявления причинно-следственных связей, а также составления карты текущего состояния процессов (Value Stream Mapping)) до защиты паспорта проета, или (реже) финализации проекта изменений. Обучение строится вокруг реальных проектов организации, которые формируются в ходе тренинга. Индивидуализация курса достигается за счет подбора инструментов бережливых технологий в зависимости от специфики проектов, изучении инструментов бережливости от 5S до Kaizen (непрерывное улучшение). Завершающим этапом обучения служит защита паспорта проекта – документа, описывающего цели, этапы, метрики и ожидаемые результаты, – в присутствии главного врача и ключевых стейкхолдеров (врачи, администраторы, пациенты).
Модель циклов обучения бережливым технологиям in situ демонстрирует высокую эффективность по сравнению с традиционными циклами с применением «Фабрики процесса». По данным мониторинга, уровень усвоения материала повышается на 45-52%, поскольку участники применяют инструменты на знакомых т значимых для них процессах, таких как оптимизация приема пациентов или логистика лекарств. Успешность подтверждается реализацией проектов: в 69% случаев защищенные паспорта внедряются в практику, приводя к сокращению времени ожидания услуг на 20-30% и снижению ошибок на 15%. Методика способствует оперативному решению актуальных проблем, минимизируя разрыв между обучением и внедрением.
Обсуждение
Одним из ключевых преимуществ является рост вовлеченности участников. Обучение на "родной" территории стимулирует активное участие, поскольку проекты касаются ежедневной, иногда рутинной работы, что мотивирует сотрудников к генерации идей и совместной работе. Это усиливает сплоченность команды: междисциплинарные группы (врачи, медсестры, администраторы, сотрудники АХЧ и управленческий состав организации) учатся взаимодействовать, преодолевая барьеры иерархии. В результате формируется культура непрерывного улучшения, где каждый видит вклад в общий успех организации.
Традиционно бережливые технологии воспринимаются как дополнительная обуза, навязывающая бюрократию и отвлекающая от основной работы. Такая модель циклов обучения бережливым технологиям in situ меняет это отношение: участники осознают практическую пользу через видимые результаты проектов. Вместо "вреда" (увеличение нагрузки) бережливые технологии видятся как инструмент для упрощения рутины, снижения стресса и повышения удовлетворенности работой. Опросы показывают, что 75% обучающихся отмечают переход от скепсиса к энтузиазму, воспринимая бережливые технологи как преимущество для профессионального роста и эффективности организации.
Выводы
Обучения бережливым технологиям in situ обеспечивает не только передачу знаний, но и их немедленное применение. Результаты подтверждают значительное увеличение удовлетворенности сотрудников и сокращение временных затрат на оказание медицинских услуг. Это способствует устойчивому развитию медицинских организаций, повышая вовлеченность, сплоченность и позитивное восприятие бережливых технологий.
Юлия Кабирова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.