Конференции / РОСОМЕД-2025 - XIV съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Методика проведения тренинга по коммуникативным навыкам в медицинском вузе: трудный преподаватель vs. трудный студент

Методика проведения тренинга по коммуникативным навыкам в медицинском вузе: трудный преподаватель vs. трудный студент

Автор(ы): Богатикова Е.П., Артамонова О.А., Кабирова Ю.А., Рудин В.В.

Город: Пермь

Учреждение: ФАЦ ПГМУ им. ак. Е.А. Вагнера

Актуальность

С 2023 года на базе ФАЦ ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера для профессорско‑преподавательского состава (далее — ППС) реализуется цикл занятий повышения квалификации по педагогике с интеграцией симуляционных технологий. В цикл включён тренинг по коммуникативному взаимодействию преподавателей со студентами, посвящённый сложным коммуникативным ситуациям. Его специфика заключается в двойной направленности: преподавателей одновременно обучают особенностям проведения занятий с использованием стандартизированного участника и развивают их собственные коммуникативные навыки. Поскольку предполагается, что преподаватель будет использовать полученные знания и навыки в дальнейшей образовательной деятельности, в том числе при проведении занятий с использованием симуляционных техник и технологий, данный курс можно рассматривать и как обучение будущих тренеров.

Цель

Обучить ППС медицинского вуза особенностям проведения занятий с использованием стандартизированного участника (стандартизированного студента, далее - СС) и развить у них коммуникативные навыки для работы со студентами в сложных ситуациях, с фокусом на последующее применение в собственной образовательной практике.

Материалы и методы

В описываемом тренинге методика «стандартизированный пациент» используется в педагогическом контексте как «стандартизированный студент». Участники развивают навыки межличностного общения, знакомятся с методикой введения СС в структуру занятия, отрабатывают коммуникацию в конфликтных ситуациях, решают педагогические кейсы.В зависимости от количественного и качественного состава группы после вводного семинара и брифинга работа строится по одному из двух вариантов: 1) роль СС выполняет один из тренеров, а обучающийся выступает в роли преподавателя своей дисциплины; 2) роли СС и преподавателя берут на себя сами участники тренинга. Индивидуализацию усиливают разработанные сценарии с гибкой структурой и варьирующимся уровнем конфликтогенности.
Сценарии созданы на основании анкетирования студентов и преподавателей (n = 252) ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера и ПГНИУ; по итогам опроса были выделены ключевые конфликтогенные параметры. Дополнительно участники получают карточки с адаптированными скриптами (ASAP, SPIKES), содержащими опорные фразы, релевантные данному типу общения. Таким образом, преподаватель получает реалистичный опыт коммуникации в академической ситуации, проверяет и совершенствует собственные навыки.
Занятия демонстрируют высокий уровень индивидуализации образовательного процесса: большинство участников имеют уникальный опыт и потребности, поэтому тренинг каждый раз адаптируется под состав аудитории с учётом стажа работы, уровня знакомства с симуляционными методиками и представлений о взаимодействии в диаде «преподаватель — студент». Постоянный обмен информацией и опытом между тренером и слушателями создаёт благоприятную среду для усвоения новых знаний и освоения навыков, стимулирует творческий потенциал и развивает критическое мышление.
Через ролевое участие обучающиеся наблюдают отдельные компоненты конфликтной коммуникации и анализируют их, выявляя проблемные области и опорные точки для дальнейшего развития. Особую ценность представляет эффективная обратная связь от СС: преподаватели получают непосредственный отклик «студента» в безопасной среде.

Результаты

По данным рефлексивных сессий, участники отмечали: повышение осознанности в отношении факторов эскалации/деэскалации конфликта; освоение структурированных алгоритмов коммуникации; рост уверенности в ведении сложных разговоров со студентами; позитивную переоценку роли станции «Коммуникативные навыки» при аккредитации. Преподаватели декларировали готовность транслировать элементы методики в собственную практику и отмечали ценность «безопасной» обратной связи от СС. Индивидуализированный дизайн и гибкая степень конфликтогенности сценариев обеспечили релевантность задач разнородным запросам ППС. Применение СС в педагогическом контексте медвуза расширяет традиционную медицинскую симуляцию и функционирует как формат «training‑of‑trainers»: одновременно формируются навыки коммуникации и компетенции по организации занятий со стандартизированным участником (студентом или пациентом). Критически важными элементами будут являться: безопасная учебная среда, чёткий брифинг, структурированная обратная связь и последующие консультации и наставничество, обеспечивающее перенос навыков.

Тема: Коммуникативные навыки
Богатикова Евгения Павловна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: