Применение искусственного интеллекта в образовательном процессе – мнение обучающихся

Автор(ы): Граудина В.Е., Кушникова И.П., Щельникова А.С.

Город: Сургут

Учреждение: Сургутский государственный университет

Актуальность

Для современного студента поколения Z образование без применения новых технологий обучения становится не эффективным. Стратегически важна разработка новых методов обучения, в том числе с применением искусственного интеллекта, гарантирующих усвоение правильных, научно-доказанных специальных знаний. Одновременно прогрессирующая цифровизация практического здравоохранения требует от специалистов иметь профессиональные компетенции применения цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта.

Цель

Получить обратную связь обратную связь обучающихся по применению искусственного интеллекта в преподавании дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней»

Материалы и методы

По гранту РОСОМЕД проведено исследование применения ИИ в образовательном процессе медицинского института Сургутского государственного университета, специальности «Лечебное дело». В исследование были включены 29 студентов 3 курса, применявшие ИИ в своем обучении по разработанной методике. Исследование длилось четыре недели по плану дисциплины «Пропедевтика внутренних болезней». Изучался раздел «Заболевания пищеварительной системы», для изучения которого проведены
2 очные лекции и 4 аудиторных практических занятия. Через неделю после окончания исследования, в том числе после проведения итогового тестирования по изучаемым темам, было проведено анонимное анкетирование, включающее 17 вопросов по особенностям использования ИИ.
Участники заполнили добровольное информированное согласие на участие
в исследовании, в том числе на проведение фото- и видеосъемки, публикации фотографий.

Результаты

Чаще студенты пользовались DeepSeek и GigaСhat. Больше всего понравилась взаимодействовать с DeepSeek (76% студентов). С интерфейсом чат-бота разобрались при первом использовании 71%, только 0,5% студентов отметили, что требовалось время, чтобы разобраться. Студенты отмечали, что чат-бот помог им в изучении темы за счет структурирования материала в виде таблиц, выделения основного, упрощения для понимания, объяснения непонятных вопросов, формирование тестовых заданий
по изученной теме.
Все студенты отметили, что применение ИИ было однозначно полезным в 71%, скорее полезным в 29%. Отрицательно о взаимодействии с ИИ не отзывался никто. Все студенты опробовали технологию применения ИИ в процессе обучения и на других дисциплинах. При использовании чата в процессе подготовке к занятиям и освоения нового материала у 71% студентов сложностей не возникло, оставшиеся 29% отметили, что ИИ периодически выдавал очень краткие ответы, не мог идентифицировать картинки.
Интеграции ИИ в процесс обучения мотивирует студентов и делает его интересным, это отмечает абсолютное большинство студентов (86%). Положительным фактом обучения с применением ИИ студенты отметили уменьшение времени на подготовку к занятиям
и улучшение успеваемости.
Несмотря на некоторые негативные моменты (неточные ответы) все студенты отметили, что будут применять ИИ в дальнейшем.
Завершающий вопрос в анкете просил дать оценку работы с ИИ от 1 до 10, где 1 это плохо, а 10 – отлично. Студенты оценили в целом такую технологию на 8,5 баллов.

Обсуждение

Для студентов до начала исследования была проведена вводная интерактивная лекция, на которой преподаватель объяснил принцип технологии, процесс взаимодействия с нейросетями, доступными на территории РФ (Deepseek, GigaСhat, Mistral, GPT open, Yandex): студенты сами попробовали использовать разные боты и получили представление о возможностях ИИ при подготовке к практическим занятиям. В процессе исследования каждый обучающий выбрал удобную для себя нейросеть самостоятельно.
Использование чат-бота на основе ИИ персонифицирует обучение под индивидуальные особенности восприятия учебного материала, интеллекуальные возможности и график обучения. ИИ позволяет обратиться к источнику информации
и задать вопросы, объяснить неясный материал в любое время и неограниченное количество раз. В профиле сохраняется история запроса и чат, обучаясь, выдаёт ответы, подстраиваясь под пользователя. Важен факт, что ИИ остаётся нейтральным,
не высказывает личного отношения к студенту, выступает в роли «помощника» преподавателя.
Краткость ответов чат-бота исправляется, если в процессе беседы попросить его дать объемный ответ или в начале беседы задать промт, в котором отразить условие подробного ответа на вопрос. Что касается изображений и схем, то чат-боты идентифицируют, что изображено на фото, но могут быть сложности, если изображение носит профессиональный медицинский характер или это схема, графический алгоритм. Существуют нейросети, которые делают изображения в виде рисунка, видео или графики на основе текста.
Одним из минусов применения ИИ является его склонность к галлюцинациям
и представлению неверных фактов. Это происходит в редких случаях и объясняется тем, что нейросети обладают способностью к творчеству и генерации текста, не подтвержденного существующим источником. Об этом студентов надо предупреждать, чтобы они не просто механически заучивали ответ, но и оценивали его в качестве эксперта. Что мотивирует на включенное отношение к процессу обучения. Уменьшить или убрать количество неточных ответов поможет ограничение чата в рамках учебника, учебного пособия или лекционного материала.

Выводы

Определяющим моментом качественного использования ИИ должна быть установка, что человек всегда принимает окончательное решение на основе правильно сформированных знаний, навыков и умений.
Современное высшее образование, особенно медицинское, должно гарантировать компетентное применение ИИ в учебной и профессиональной деятельности, для чего необходимы разработки новых технологий и их апробация.
Опыт применения ИИ показал необходимость продолжения разработки методик его применения, включающих четкие инструкции по выбору эффективной нейросети. Для каждого уровня профессиональной подготовки необходима разработка типовых наборов промтов.

Тема: Искусственный интеллект в медобразовании
Граудина Виктория Евгеньевна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: