Межпрофессиональное командное взаимодействие: правила игры и снижение ошибок на стыке специальностей

Автор(ы): Крутий И.А.

Город: Москва

Учреждение: ФГОУ ДПО РМАНПО

Актуальность

По данным Institute of Medicine (IOM, 1999, To Err is Human: Building a Safer Health System), до 70% неблагоприятных событий в медицине связаны с системными и организационными сбоями, а не с дефицитом знаний специалистов. Всемирная организация здравоохранения также подчёркивает, что именно ошибки коммуникации и несогласованность действий между специалистами являются ключевыми факторами риска в сфере patient safety (WHO Patient Safety Curriculum Guide, 2011). Эффективная команда требует умения «читать команду», понимать общий контекст работы, координировать усилия и адаптировать поведение в зависимости от ситуации, что невозможно сформировать исключительно через классические лекции или тренинги, которые развивают отдельные профессиональные навыки, но редко затрагивают межпрофессиональные компетенции. Обозначенный таким образом круг проблем подчёркивает необходимость разработки специальных образовательных решений, направленных на формирование эффективных стратегий командного взаимодействия в условиях профессионального различия и иерархической структуры.

Цель

Цель — выявить факторы, снижающие эффективность межпрофессиональной работы и определить педагогические стратегии для их преодоления.
Задачи:
1. Определить когнитивные, коммуникационные и организационные барьеры, препятствующие эффективной командной работе.
2. Сравнить восприятие факторов риска врачами разных специальностей, выявить сходства и различия.
3. Оценить практическую значимость выявленных барьеров с помощью расчёта размера эффекта (ε²).
4. Разработать предложения по применению комплексного педагогического подхода, включающего симуляцию, рефлексию, ролевые игры и оценку командных компетенций.

Материалы и методы

В 2025 г. проведено пилотажное исследование среди слушателей программ ДПО академии (n=62; педиатры 37%, хирурги/анестезиологи 21%, терапевты 42%; стаж >20 лет — 34%). Применялись: анкетирование (шкалы Лайкерта), видеоанализ кейсов, интегрированное сценарное командное обучение ISBTT и структурированный дебрифинг EDR. В анкетах оценивались когнитивные и эмоциональные барьеры, коммуникационные сбои, организационные трудности, сложность совместного принятия решений в условиях дефицита времени и ресурсов.
Предложенная модель сочетает несколько педагогических инноваций:
– интеграцию клинических задач с командными вызовами (ISBTT, CRM);
– структурированную рефлексию (EDR: описание события, эмоции, анализ действий, разработка новых стратегий);
– ролевые игры с ротацией ролей для развития понимания функций коллег и взаимодействия в команде;
– видеоразбор и групповые обсуждения для выявления ошибок и поиска эффективных решений;
– адаптивный дизайн образовательных модулей для учёта особенностей специальностей и уровня подготовки;
– использование объективных инструментов оценки (анкетирование, экспертная оценка) для документирования прогресса.
- применения инструментов CACS, DISC, типологии Кейерси для понимания осознанного ролевого поведения.
Для количественной оценки различий использовался критерий Крускала–Уоллиса, а практическая значимость факторов анализировалась через ε².

Результаты

Статистически значимых различий между группами врачей не выявлено (p > 0,05), что подтверждает универсальность барьеров в командной работе.
– Практическая значимость факторов: «спешка» (ε² = 0.180), «оценка ролевых игр» (ε² = 0.122), «обсуждение ошибок» и «конфликты с пациентами» (ε² = 0.093).
– Наиболее востребованными методами обучения оказались симуляционные сценарии, видеоанализ и групповые кейс-дискуссии..
– Дебрифинг EDR способствовал развитию рефлексии, способности обсуждать ошибки и вырабатывать индивидуальные и командные стратегии поведения.
– Сочетание симуляции и социально-когнитивных методов позволило повысить адаптивность поведения, улучшить межпрофессиональное взаимодействие и сформировать надпрофессиональные компетенции.

Обсуждение

Новизна образовательных решений
– Переход от обучения отдельным процедурам к формированию целостного командного видения.
– Создание безопасного пространства для анализа ошибок и развития стрессоустойчивости.
– Интеграция объективных оценочных инструментов с социально-когнитивными методами (рефлексия, фасилитация, групповая дискуссия).
– Масштабируемость форматов — от коротких кейсов (15–20 минут) до комплексных сценариев, применимых в НМО и корпоративном обучении.
- EDR- дебрифинг: события- эмоции- анализ-стратегия переноса в практику.

Выводы

1. Межпрофессиональные компетенции — ключевой ресурс повышения качества и безопасности медицинской помощи. Предлагаемый подход предполагает не просто обучение врачей отдельным навыкам.
2. Барьеры командной работы универсальны и требуют комплексного подхода: симуляция, рефлексия, ролевые игры, оценка компетенций.
3. Применение ISBTT моделирует ситуации высокой неопределенности, дефицита ресурсов, конфликтов ролей, нарушений коммуникаций и развивает межкомандное взаимодействие, стрессоустойчивость, лидерство и гибкость ролевого поведения, предполагает обучение "правилам командной игры".
ISBTT и EDR закрывают реальные, подтвержденные практикой, проблемы взаимодействия и предполагает получение измеримых результатов: повышение частоты открытого обсуждения ошибок в командах, сокращение времени командной реакции на критические ситуации, снижение числа межличностных конфликтов в мультидисциплинарных коллективах.
4. Подход позволяет сочетать онлайн и офлайн методы подготовки, повышая гибкость и доступность обучения,диагностировать командные риски с таргетингом на узкие места.

Тема: Коммуникативные навыки
Ирина Крутий

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: