Конференции / РОСОМЕД-2025 - XIV съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине и Международная конференция «Симуляционное обучение в медицине: опыт, развитие, инновации» / Значимость обучения студентов-стоматологов навыку «Консультирование» в рамках подготовки к первичной аккредитации.

Значимость обучения студентов-стоматологов навыку «Консультирование» в рамках подготовки к первичной аккредитации.

Автор(ы): Морозов Н.В., Подопригора А.В., Комарова Ю.Н., Самойлов В.С., Сергеева О.С., Сидорова А.С., Ловчикова И.А., Боев Д.Е.

Город: Воронеж

Учреждение: ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко

Актуальность

С введением первичной аккредитации в систему медицинского образования в России, подготовка студентов-стоматологов вышла на новый уровень требований к профессиональной компетентности. Одной из ключевых станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) стала станция «Консультирование», которая оценивает способность будущего врача не только владеть медицинскими знаниями, но и эффективно взаимодействовать с пациентом.

Согласно паспорту станции ОСКЭ «Консультирование» по специальности «Стоматология», экзаменуемый должен продемонстрировать следующие умения:

-приветствие и установление контакта;
-выяснение жалоб;
-сбор анамнеза;
-объяснение диагноза доступным языком;
-разъяснение плана лечения, рисков, альтернатив и прогноза;
-ответы на вопросы пациента;
-эмоциональная поддержка;
-завершение консультации.

Несмотря на чёткие критерии, анализ подготовки студентов 5 курса Института стоматологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко показывает, что многие обучающиеся испытывают трудности при выполнении этих задач. Часто наблюдаются:

-использование сложной терминологии без пояснений;
-отсутствие разъяснения альтернативных вариантов лечения;
-недостаточное внимание к эмоциональному состоянию пациента;
-нарушение структуры консультации.

Это свидетельствует о том, что навык консультирования требует целенаправленного, системного обучения, а не формального включения в общий объём клинической подготовки. Его освоение напрямую влияет на успешность прохождения аккредитации и формирование врача, способного обеспечить безопасную и доверительную медицинскую помощь.

Цель

Оценить значимость и эффективность обучения навыку «Консультирование» у студентов 5 курса Института стоматологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в контексте подготовки к первичной аккредитации.

Материалы и методы

Исследование проведено на базе кафедры Симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в рамках 2024–2025 учебного года. В исследовании приняли участие студенты-стоматологи 5 курса, в рамках проведения цикла «Симуляционный курс»:

Обучение состояло из:

-теоретического блока по структуре консультации (на основе паспорта ОСКЭ);
-отработку навыков на стандартизированном пациенте;
-разбора типовых клинических сценариев;

Оценка проводилась в формате пробного ОСКЭ по критериям, соответствующим официальному паспорту станции. Преподаватели оценивали выполнение этапов консультации, логику изложения, эмоциональную вовлечённость и завершение приёма.

Результаты

Все студенты 5 курса последовательно проходили этапы консультации: приветствие, выяснение жалоб, объяснение диагноза, разъяснение плана лечения, ответы на вопросы, завершение. Большинство студентов научились избегать сложной терминологии и адаптировать информацию под уровень понимания пациента. Отмечено значительное улучшение в распознавании эмоционального состояния пациента и оказании эмоциональной поддержки. Студенты стали увереннее вести диалог, применять техники активного слушания и поддерживают зрительный контакт. Большинство студентов отметили, что симуляционные занятия помогли лучше понять структуру и цели консультации. Были выявлены наиболее частые ошибки: студенты пропускали этапы, не объясняли альтернативы лечения, не реагировали на проявления тревожности и не завершали консультацию в соответствии с алгоритмом. Это позволило своевременно проработать и исправить вышеперечисленные ошибки во время проведения занятий.

Обсуждение

Полученные данные подтверждают, что навык консультирования имеет стратегическую значимость как для успешного прохождения первичной аккредитации, так и для будущей клинической практики. Современный стоматолог должен не только владеть инструментом, но и уметь слышать, понимать и поддерживать пациента.

Сравнение с требованиями паспорта станции ОСКЭ показывает, что без практической отработки в условиях, приближённых к реальным, формирование навыка невозможно.

Выводы

Навык «Консультирование» имеет важное значение для успешного прохождения первичной аккредитации и формирования компетентного врача-стоматолога. Симуляционное обучение с использованием стандартизированных пациентов является наиболее эффективным методом формирования коммуникативных компетенций. Эффективное консультирование — это не просто передача информации, а необходимый элемент медицинской этики. Оно способствует формированию доверия, повышает соблюдение пациентом лечения и снижает риск конфликтных ситуаций.

Тема: Коммуникативные навыки
Николай Морозов

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: