Автор(ы): Морозов Н.В., Подопригора А.В., Комарова Ю.Н., Самойлов В.С., Сергеева О.С., Сидорова А.С., Ловчикова И.А., Боев Д.Е.
Город: Воронеж
Учреждение: ФГБОУ ВО ВГМУ им. Н. Н. Бурденко
Актуальность
С введением первичной аккредитации в систему медицинского образования в России, подготовка студентов-стоматологов вышла на новый уровень требований к профессиональной компетентности. Одной из ключевых станций объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) стала станция «Консультирование», которая оценивает способность будущего врача не только владеть медицинскими знаниями, но и эффективно взаимодействовать с пациентом.
Согласно паспорту станции ОСКЭ «Консультирование» по специальности «Стоматология», экзаменуемый должен продемонстрировать следующие умения:
-приветствие и установление контакта;
-выяснение жалоб;
-сбор анамнеза;
-объяснение диагноза доступным языком;
-разъяснение плана лечения, рисков, альтернатив и прогноза;
-ответы на вопросы пациента;
-эмоциональная поддержка;
-завершение консультации.
Несмотря на чёткие критерии, анализ подготовки студентов 5 курса Института стоматологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко показывает, что многие обучающиеся испытывают трудности при выполнении этих задач. Часто наблюдаются:
-использование сложной терминологии без пояснений;
-отсутствие разъяснения альтернативных вариантов лечения;
-недостаточное внимание к эмоциональному состоянию пациента;
-нарушение структуры консультации.
Это свидетельствует о том, что навык консультирования требует целенаправленного, системного обучения, а не формального включения в общий объём клинической подготовки. Его освоение напрямую влияет на успешность прохождения аккредитации и формирование врача, способного обеспечить безопасную и доверительную медицинскую помощь.
Цель
Оценить значимость и эффективность обучения навыку «Консультирование» у студентов 5 курса Института стоматологии ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в контексте подготовки к первичной аккредитации.
Материалы и методы
Исследование проведено на базе кафедры Симуляционного обучения ВГМУ им. Н.Н. Бурденко в рамках 2024–2025 учебного года. В исследовании приняли участие студенты-стоматологи 5 курса, в рамках проведения цикла «Симуляционный курс»:
Обучение состояло из:
-теоретического блока по структуре консультации (на основе паспорта ОСКЭ);
-отработку навыков на стандартизированном пациенте;
-разбора типовых клинических сценариев;
Оценка проводилась в формате пробного ОСКЭ по критериям, соответствующим официальному паспорту станции. Преподаватели оценивали выполнение этапов консультации, логику изложения, эмоциональную вовлечённость и завершение приёма.
Результаты
Все студенты 5 курса последовательно проходили этапы консультации: приветствие, выяснение жалоб, объяснение диагноза, разъяснение плана лечения, ответы на вопросы, завершение. Большинство студентов научились избегать сложной терминологии и адаптировать информацию под уровень понимания пациента. Отмечено значительное улучшение в распознавании эмоционального состояния пациента и оказании эмоциональной поддержки. Студенты стали увереннее вести диалог, применять техники активного слушания и поддерживают зрительный контакт. Большинство студентов отметили, что симуляционные занятия помогли лучше понять структуру и цели консультации. Были выявлены наиболее частые ошибки: студенты пропускали этапы, не объясняли альтернативы лечения, не реагировали на проявления тревожности и не завершали консультацию в соответствии с алгоритмом. Это позволило своевременно проработать и исправить вышеперечисленные ошибки во время проведения занятий.
Обсуждение
Полученные данные подтверждают, что навык консультирования имеет стратегическую значимость как для успешного прохождения первичной аккредитации, так и для будущей клинической практики. Современный стоматолог должен не только владеть инструментом, но и уметь слышать, понимать и поддерживать пациента.
Сравнение с требованиями паспорта станции ОСКЭ показывает, что без практической отработки в условиях, приближённых к реальным, формирование навыка невозможно.
Выводы
Навык «Консультирование» имеет важное значение для успешного прохождения первичной аккредитации и формирования компетентного врача-стоматолога. Симуляционное обучение с использованием стандартизированных пациентов является наиболее эффективным методом формирования коммуникативных компетенций. Эффективное консультирование — это не просто передача информации, а необходимый элемент медицинской этики. Оно способствует формированию доверия, повышает соблюдение пациентом лечения и снижает риск конфликтных ситуаций.
Николай Морозов
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.