Автор(ы): Изюмова И. А., Никишина В. Б., Петраш Е. А., Ким В. К.
Город: Москва
Учреждение: ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова
Актуальность
На сегодняшний день в России отсутствуют профессиональные стандарты и нормативно-правовая база для психологов, которые могли бы регламентировать их деятельность. Данная неопределенность приводит к отсутствию критериев компетентности специалистов и единого образовательного контура, обеспечивающего преемственность подготовки и объективную оценку профессиональной квалификации.
Результаты
При этом практика смежных направлений демонстрирует: даже в таких условиях можно создать работающую систему требований и процедур. Так, в системе здравоохранения создана нормативная база, обеспечивающая чёткие требования к подготовке и аккредитации специалистов.
В 2018 году Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации подготовили проект приказа «Об утверждении профессионального стандарта „Медицинский психолог“», в котором были определены цели деятельности, трудовые функции, требования к образованию и опыту работы.
К декабрю 2024 года был разработан новый проект профессионального стандарта для специалистов - клинических психологов, включающий должности медицинского психолога и нейропсихолога.
Вместе с тем ведётся формирование единой нормативно-правовой базы и модели аккредитации медицинских психологов, направленные на повышение качества профессиональной деятельности и интеграцию специалистов в систему здравоохранения.
Аккредитация регулируется приказами Министерства Здравоохранения РФ №206н (2023, 2025) и №541н (2010). Приказ №206н требует наличие высшего психологического образования (специалитет по клинической психологии или психологический специалитет/бакалавриат и магистратура, плюс профессиональная переподготовка по клинической психологии). Приказ №541н допускает более широкий спектр квалификаций: специалитет по психологии, бакалавриат или магистратура и профессиональная переподготовка.
Аккредитация медицинских психологов проводится в форматах первичной специализированной и периодической аккредитации:
- Первичная специализированная - для специалистов без опыта работы или со стажем менее 5 лет после получения специальности.
- Периодическая - для подтверждения квалификации.
Процедура включает тестирование, оценку практических навыков (сердечно-лёгочная реанимация, нейропсихологическое и патопсихологическое обследование), а также оценку профессиональных компетенций.
Аккредитация является ключевым инструментом профессионального роста и поддержания статуса медицинского психолога в системе здравоохранения. Важность процедуры определяется не только её ролью в унификации квалификационных требований и развитии профессионального сообщества, но и тем, что на современном этапе к профессии не допускаются лица, не имеющие профильного психологического образования и ранее ограничивавшиеся краткосрочной переподготовкой. Такая регламентация предполагает, что должность медицинского психолога в учреждениях здравоохранения занимают специалисты с полноценной профессиональной подготовкой, что, в свою очередь, должно способствовать повышению качества психологической помощи и развитию компетентностных моделей в здравоохранении.
Обсуждение
Таким образом, на примере успешной реализации государственной инициативы по формированию нормативно-правовой базы для медицинских психологов можно утверждать, что принятие единого профессионального стандарта позволит унифицировать квалификационные требования и обеспечить преемственность образовательной системы. Разработка специализированных стандартов для различных направлений психологической деятельности расширит сферу нормативного регулирования и станет основой для формирования сильного профессионального сообщества с высоким уровнем компетентности и качества подготовки специалистов.
Выводы
Вместе с тем, в ситуации сложившейся неопределенности и противоречий, процедура аккредитации медицинских психологов, стала эффективной и положительно зарекомендовавшей себя совокупностью мер по отбору и сохранению специалистов в профессиональной среде. Данную модель можно считать эталлонной для любой сферы- образования, социальной защиты, служебной деятельности- для реализации задач, связанных с психологической деятельностью.
Ирина Александровна Изюмова
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.