Автор(ы): Пулатова М.Х.
Город: Ташкент
Учреждение: EMU University in Tashkent
Актуальность
Традиционное обучение в медицине долгое время опиралось на лекционный формат и практику у постели больного. Однако существует ряд ограничений такие как ограниченный доступ студентов к разнообразным клиническим случаям, риск причинения дискомфорта или вреда пациенту при отработке навыков, неравномерность распределения клинических ситуаций (часть студентов сталкивается с редкими заболеваниями, часть — нет), высокая нагрузка на клинические базы и преподавателей.
Использование виртуальных пациентов и виртуальной клиники решает эти проблемы. Студенты получают возможность многократной отработки алгоритмов диагностики и лечения, не подвергая риску реальных пациентов.
В условиях пандемий и ограниченного доступа к клиническим базам виртуальные технологии стали особенно актуальны, что подтверждает необходимость их интеграции в стандартные образовательные программы.
Цель
Изучить эффективность внедрения виртуальных пациентов и виртуальной клиники в учебный план медицинского вуза и оценить их роль в формировании профессиональных компетенций будущих врачей.
Материалы и методы
База исследования включает в себя медицинский университет EMU University 3–4 курс, лечебное дело.
Участники состоят из 80 студентов, разделённых на 2 группы. Контрольная группа обучалась по традиционной программе (лекции, клиническая практика у постели больного). Экспериментальная группа использовала виртуальных пациентов и виртуальную клинику.
Студенты проходили решение клинических кейсов на цифровой платформе (диагностика, назначение обследований, интерпретация анализов, выбор терапии), проводилось тестирование до и после обучения, а также анкетирование студентов то есть субъективная оценка пользы, вовлечённости и уровня стресса.
Статистический анализ проводился в сравнении средних баллов и процентных показателей с помощью t-критерия Стьюдента.
Результаты
Студенты экспериментальной группы показали прирост правильных решений в тестах на 28% по сравнению с контрольной группой. Со стороны мышления 87% студентов отметили, что работа с виртуальными пациентами помогла лучше понимать патогенез заболеваний, выстраивать логические цепочки и быстрее приходить к диагностическим выводам.
При разборе реальных случаев в клинике студенты, работавшие с виртуальной клиникой, быстрее ориентировались в жалобах и результатах обследований, а также предлагали более структурированные диагностические алгоритмы.
А 72% студентов сообщили о снижении уровня стресса при взаимодействии с реальными пациентами после работы в виртуальной среде.
Преподаватели отметили, что виртуальные технологии экономят время на объяснение базовых ошибок, так как студенты приходят на практику уже подготовленными.
Выводы
Виртуальные пациенты и виртуальная клиника являются мощным образовательным инструментом, обеспечивающим практико-ориентированное обучение без риска для реальных пациентов. Технология повышает уровень вовлечённости, улучшает успеваемость и способствует формированию клинического мышления, виртуальная среда снижает психологический барьер и стресс у студентов, подготавливая их к работе с пациентами.
В итоге интеграция виртуальной клиники в учебный процесс медицинских вузов должна рассматриваться как необходимый этап модернизации образования и повышения качества подготовки врачей.
Пулатова Муниса Хабибулла кизи
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.