Автор(ы): Теслова О.А., Котович И.Л., Кадушкин А.Г., Савченко М.А., Ишутин О.С.
Город: Минск
Учреждение: Учреждение образования "Белорусский государственный медицинский университет"
Актуальность
Объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ) является практико-ориентированной формой аттестации и может использоваться на протяжении обучения в медицинских университетах как на экзаменах по отдельным дисциплинам, так и при итоговой аттестации на государственных экзаменах (ГЭ). Хорошая воспроизводимость результатов практической и теоретической аттестации позволяет предполагать, что будущий врач обладает всеми необходимыми знаниями, умениями и навыками для оказания квалифицированной медицинской помощи.
Цель
Изучить результаты ОСКЭ у выпускников, обучавшихся в Белорусском государственном медицинском университете (БГМУ) по специальности «Лечебное дело» и оценить их воспроизводимость в отметках, полученных на ГЭ по дисциплинам специальности.
Материалы и методы
В 2025/2026 учебном году итоговая аттестация выпускников БГМУ впервые проведена в два этапа: этап ОСКЭ являлся практическим и выполнял функцию допуска к ГЭ. ОСКЭ проходил на четырех станциях: «Медицинская документация» (стМД), «Диагностика» (стД), «Лечение» (стЛ) и «Сердечно-легочная реанимация» (стСЛР). Для каждой из станций сформированы перечни практических навыков из различных дисциплин специальности «Лечебное дело» и разработаны паспорта с чек-листами. Аттестация студентов проходила в симуляционно-аттестационном центре высшего образования БГМУ; для оценивания использована автоматизированная система менеджмента «Аргус».
Проведено изучение отметок, полученных студентами на каждой из станций, общей итоговой отметки ОСКЭ и отметок ГЭ «Внутренние болезни» (ВБ), «Хирургические болезни» (ХБ) и «Акушерство и гинекология» (АиГ).
Статистическая обработка массивов данных осуществлена с использованием программ «Statistica» 10.0 и Microsoft Excel, 2007.
Результаты
По специальности «Лечебное дело» в 2024/2025 учебном году обучалось в совокупности 652 студента: 332 (50,9%) – на лечебном факультете (ЛФ), 320 (49,1%) – на медицинском факультете иностранных учащихся (МФИУ).
При попарном сравнении установлено, что все отметки у студентов ЛФ были значимо выше (p<0,001) отметок студентов МФИУ и составили соответственно:
общая отметка по ОСКЭ (по стобалльной системе): 90,8±6,8 против 79,1±9,6:
- стМД: 94,9±8,6 против 79,6±14,1;
- стД: 86,3±15,8 против 70,6±21,2;
- стЛ: 91,0±11,4 против 79,4±15,0;
- стСЛР: 90,9±9,4 против 86,9±10,8;
Отметки по ГЭ (по десятибалльной системе):
- «ВБ»: 8,5±1,0 против 7,5±1,6;
- «ХБ»: 8,67±0,9 против 7,4±1,6;
- «АиГ»: 8,8±1,0 против 7,5±1,8.
Установлена статистически значимая воспроизводимость общей итоговой отметки ОСКЭ в отметках, полученных на ГЭ по внутренним болезням ([ВБ]=(1,40±0,40)+0,077×[ОСКЭ]; p=0,0005) и хирургическим болезням ([ХБ]=(1,10±0,39)+0,081×[ОСКЭ]; p=0,0005), но не для отметок ГЭ по акушерству и гинекологии ([АиГ]=(0,383±0,45)+0,086×[ОСКЭ]; p=0,063).
В общей когорте обучавшихся при множественной регрессии для отметок, полученных на станциях ОСКЭ, установлена статистически значимая воспроизводимость отметок, полученных на всех станциях ОСКЭ в отметках ГЭ по всем дисциплинам специальности:
[ВБ]=(1,71±0,48)+0,025×[стМД]+0,023×[стД]+0,008×[стЛ]+0,018×[стСЛР]; p=0,0004;
[ХБ]=(1,63±0,47)+0,032×[стМД]+0,02×[стД]+0,011×[стЛ]+0,01×[стСЛР]; p=0,0006;
[АиГ]=(1,36±0,53)+0,036×[стМД]+0,023×[стД]+0,008×[стЛ]+0,013×[стСЛР]; p=0,012.
Для ЛФ установлена низкая воспроизводимость результатов стМД и стСЛР в отметках ГЭ по всем дисциплинам специальности, и стД – в отметках ГЭ «ХБ» и «АиГ»; соответственно отметки, полученные на стЛ, являлись определяющими для всех дисциплин специальности:
[ВБ]=(6,54±0,48)+0,008×[стД]+0,014×[стЛ]; p≤0,00001;
[ХБ]=(6,98±0,41)+0,017×[стЛ]; p≤0,00001;
[АиГ]=(7,01±0,42)+0,02×[стЛ]; p≤0,00001.
Для МФИУ напротив – худшая воспроизводимость была по результатам стЛ для всех ГЭ и стСЛР – для ГЭ «АиГ». Следует отметить, что на МФИУ в отметках ГЭ «ВБ» результаты по всем станциям ОСКЭ, будучи значимыми поодиночке, не воспроизвелись в множественной регрессионной модели:
[ВБ]=(0,75±0,72)+0,025×[стМД]+0,03×[стД]+0,029×[стСЛР]; p=0,39;
[ХБ]=(1,4±0,7)+0,035×[стМД]+0,026×[стД]+0,015×[стСЛР]; p=0,045;
[АиГ]=(2,3±0,52)+0,37×[стМД]+0,032×[стД]; p≤0,00001.
Выводы
Общая итоговая отметка ОСКЭ статистически значимо воспроизводима в результатах государственных экзаменов «Внутренний болезни», «Хирургические болезни» и «Акушерство и гинекология» специальности «Лечебное дело». Низкая воспроизводимость отметок, полученных на различных станциях ОСКЭ, требует дальнейших исследований ее причин, переработки перечня навыков и их чек-листов, критериев оценивания.
Теслова Оксана Александровна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.