Онлайн-платформы как инструменты активного обучения студентов-медиков

Автор(ы): Шангареева З.А., Санникова А.В., Викторов В.В., Мананова А.Ф., Афлатонова А.С., Короткова И.Ф.

Город: Уфа

Учреждение: ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, Уфа, Россия

Актуальность

В современной системе медицинского образования проблема вовлеченности студентов в учебный процесс стоит особенно остро. В связи с этим активные методы обучения, стимулирующие познавательную активность и самостоятельность студентов, приобретают особую актуальность.
Активные методы обучения с внедрением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) преподавания обладают множеством преимуществ. Прежде всего, они открывают доступ к большому разнообразию образовательных ресурсов. Использование ИКТ позволяет моделировать реальные клинические сценарии и безопасно отрабатывать практические навыки. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию на занятиях, где студенты обсуждают сложные темы, делятся идеями и совместно решают профессиональные проблемы.

Цель

Описать возможности активных методов обучения с применением онлайн-платформ в формировании профессиональных компетенций у студентов-медиков.

Материалы и методы

В образовательном процессе использовались две специализированные онлайн-платформы, разработанные ведущими специалистами по антимикробной терапии:
1. AMRmap (2016) (https://amrmap.ru).
2. AMRbook (2018) (https://amrbook.ru).
AMRmap представляет собой динамически обновляемую карту антимикробной резистентности, позволяющую отслеживать и прогнозировать изменения в чувствительности микроорганизмов.
AMRbook – интерактивный справочник об активности антимикробных препаратов и чувствительности микроорганизмов к ним. Он позволяет подобрать рациональную антимикробную терапию у взрослых и детей в различных клинических ситуациях.

Результаты

Работа с платформой AMRbook дала возможность студентам:
- Определять основных возбудителей заболеваний в зависимости от клинической ситуации (например, при внебольничной пневмонии у детей 5-12 лет).
- Оценивать природную активность антимикробных препаратов в отношении различных возбудителей.
- Выбирать препараты эмпирической терапии, основываясь на знании спектра их активности.
- Анализировать ограничения в применении антибиотиков, обусловленные резистентностью микроорганизмов.
Например, азитромицин – активен к атипичным возбудителям и пневмококку. Но, к сожалению, высокий уровень резистентности пневмококка ограничивает его применение.
Амикацин – активен только в отношении грамотрицательных Esherichia coli и Кlebsiella pneumoniae. Нет активности к атипичным возбудителям и пневмококку. Не следует назначать в комбинациях.
Амоксициллин и амоксициллин/клавуланат - активны к пневмококку. Это препараты выбора.
Метронидазол – не активен в отношении предполагаемых возбудителей пневмонии. Не стоит применять.
Цефтазидим – нет активности к пневмококку. Не стоит им заменять другие цефалоспорины.
Работа с платформой AMRmap позволила студентам:
- Визуализировать актуальные данные о резистентности микроорганизмов к различным антибиотикам в конкретном регионе РФ.
- Учитывать уровень резистентности при выборе антимикробной терапии.
- Корректировать стартовую терапию, основываясь на данных о резистентности возбудителей.
- Подтвердить или опровергнуть целесообразность использования тех или иных антибиотиков в конкретной клинической ситуации.
- Подтвердить выбор амоксициллина и амоксициллина/клавуланата как препаратов выбора благодаря низкому уровню резистентности пневмококка.
На примере резистентности пневмококка в детской популяции г. Казани:
К азитромицину уровень резистентности пневмококка увеличился до 30,23%.
К кларитромицину уровень резистентности пневмококка повысился до 23,26%.
К цефтриаксону уровень резистентности пневмококка достиг 6,98% и нарастает уровень условной резистентности до 18,6%.
К амоксициллину и амоксициллину/клавуланату уровень резистентности пневмококка составляет 0%, только условная резистентность к амоксициллину – 9,52%. То есть эти препараты по-прежнему высоко активны к пневмококку и являются препаратами выбора.
Оценка уровня сформированности компетенций студентов при работе с онлайн-платформами осуществлялась с помощью современных оценочных средств, включающих:
- Подготовку отчета о работе на платформах с выводами, демонстрирующими понимание принципов выбора антимикробной терапии.
- Оформление листа назначений в истории болезни пациента, отражающего обоснованность выбора антибиотика и его дозировки.
- Выписывание рецептов на выбранные препараты, подтверждающее знание правил оформления рецептов и назначения лекарственных средств.

Обсуждение

Онлайн-платформы, благодаря своим возможностям и представленному контенту, стали ценным инструментом для преподавания актуальных вопросов антимикробной терапии.
Преподаватели использовали их для моделирования разнообразных клинических ситуаций, которые стимулировали студентов к самостоятельному поиску информации и принятию взвешенных решений.
В процессе обучения студенты получили:
- Актуальные и достоверные сведения о резистентности возбудителей к антимикробным препаратам.
- Навыки рационального выбора антибиотиков на основе данных о резистентности.
- Практический опыт подбора антимикробных препаратов для различных клинических сценариев.
- Развитие критического мышления и способности к обоснованному принятию решений в различных клинических случаях.

Выводы

Благодаря внедрению онлайн-платформ в качестве инструментов активных методов обучения удалось оптимизировать учебный процесс и достичь поставленных целей.
Активные методы обучения, повышая вовлеченность и самостоятельность студентов, развивают критическое мышление и формируют необходимые профессиональные навыки.
Учитывая значимость активных методов обучения, дальнейшее их совершенствование является важной задачей современного медицинского образования.

Тема: Виртуальные и дистанционные технологии
Шангареева Зилия Асгатовна

Ваш комментарий будет первым!

Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.

Вернуться

Еще тезисы к этой конференции:

Новости РОСОМЕД: