Автор(ы): Шангареева З.А., Санникова А.В., Викторов В.В., Мананова А.Ф., Афлатонова А.С., Короткова И.Ф.
Город: Уфа
Учреждение: ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет, Уфа, Россия
Актуальность
В современной системе медицинского образования проблема вовлеченности студентов в учебный процесс стоит особенно остро. В связи с этим активные методы обучения, стимулирующие познавательную активность и самостоятельность студентов, приобретают особую актуальность.
Активные методы обучения с внедрением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) преподавания обладают множеством преимуществ. Прежде всего, они открывают доступ к большому разнообразию образовательных ресурсов. Использование ИКТ позволяет моделировать реальные клинические сценарии и безопасно отрабатывать практические навыки. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию на занятиях, где студенты обсуждают сложные темы, делятся идеями и совместно решают профессиональные проблемы.
Цель
Описать возможности активных методов обучения с применением онлайн-платформ в формировании профессиональных компетенций у студентов-медиков.
Материалы и методы
В образовательном процессе использовались две специализированные онлайн-платформы, разработанные ведущими специалистами по антимикробной терапии:
1. AMRmap (2016) (https://amrmap.ru).
2. AMRbook (2018) (https://amrbook.ru).
AMRmap представляет собой динамически обновляемую карту антимикробной резистентности, позволяющую отслеживать и прогнозировать изменения в чувствительности микроорганизмов.
AMRbook – интерактивный справочник об активности антимикробных препаратов и чувствительности микроорганизмов к ним. Он позволяет подобрать рациональную антимикробную терапию у взрослых и детей в различных клинических ситуациях.
Результаты
Работа с платформой AMRbook дала возможность студентам:
- Определять основных возбудителей заболеваний в зависимости от клинической ситуации (например, при внебольничной пневмонии у детей 5-12 лет).
- Оценивать природную активность антимикробных препаратов в отношении различных возбудителей.
- Выбирать препараты эмпирической терапии, основываясь на знании спектра их активности.
- Анализировать ограничения в применении антибиотиков, обусловленные резистентностью микроорганизмов.
Например, азитромицин – активен к атипичным возбудителям и пневмококку. Но, к сожалению, высокий уровень резистентности пневмококка ограничивает его применение.
Амикацин – активен только в отношении грамотрицательных Esherichia coli и Кlebsiella pneumoniae. Нет активности к атипичным возбудителям и пневмококку. Не следует назначать в комбинациях.
Амоксициллин и амоксициллин/клавуланат - активны к пневмококку. Это препараты выбора.
Метронидазол – не активен в отношении предполагаемых возбудителей пневмонии. Не стоит применять.
Цефтазидим – нет активности к пневмококку. Не стоит им заменять другие цефалоспорины.
Работа с платформой AMRmap позволила студентам:
- Визуализировать актуальные данные о резистентности микроорганизмов к различным антибиотикам в конкретном регионе РФ.
- Учитывать уровень резистентности при выборе антимикробной терапии.
- Корректировать стартовую терапию, основываясь на данных о резистентности возбудителей.
- Подтвердить или опровергнуть целесообразность использования тех или иных антибиотиков в конкретной клинической ситуации.
- Подтвердить выбор амоксициллина и амоксициллина/клавуланата как препаратов выбора благодаря низкому уровню резистентности пневмококка.
На примере резистентности пневмококка в детской популяции г. Казани:
К азитромицину уровень резистентности пневмококка увеличился до 30,23%.
К кларитромицину уровень резистентности пневмококка повысился до 23,26%.
К цефтриаксону уровень резистентности пневмококка достиг 6,98% и нарастает уровень условной резистентности до 18,6%.
К амоксициллину и амоксициллину/клавуланату уровень резистентности пневмококка составляет 0%, только условная резистентность к амоксициллину – 9,52%. То есть эти препараты по-прежнему высоко активны к пневмококку и являются препаратами выбора.
Оценка уровня сформированности компетенций студентов при работе с онлайн-платформами осуществлялась с помощью современных оценочных средств, включающих:
- Подготовку отчета о работе на платформах с выводами, демонстрирующими понимание принципов выбора антимикробной терапии.
- Оформление листа назначений в истории болезни пациента, отражающего обоснованность выбора антибиотика и его дозировки.
- Выписывание рецептов на выбранные препараты, подтверждающее знание правил оформления рецептов и назначения лекарственных средств.
Обсуждение
Онлайн-платформы, благодаря своим возможностям и представленному контенту, стали ценным инструментом для преподавания актуальных вопросов антимикробной терапии.
Преподаватели использовали их для моделирования разнообразных клинических ситуаций, которые стимулировали студентов к самостоятельному поиску информации и принятию взвешенных решений.
В процессе обучения студенты получили:
- Актуальные и достоверные сведения о резистентности возбудителей к антимикробным препаратам.
- Навыки рационального выбора антибиотиков на основе данных о резистентности.
- Практический опыт подбора антимикробных препаратов для различных клинических сценариев.
- Развитие критического мышления и способности к обоснованному принятию решений в различных клинических случаях.
Выводы
Благодаря внедрению онлайн-платформ в качестве инструментов активных методов обучения удалось оптимизировать учебный процесс и достичь поставленных целей.
Активные методы обучения, повышая вовлеченность и самостоятельность студентов, развивают критическое мышление и формируют необходимые профессиональные навыки.
Учитывая значимость активных методов обучения, дальнейшее их совершенствование является важной задачей современного медицинского образования.
Шангареева Зилия Асгатовна
Ваш комментарий будет первым!
Войти или зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.